• Приглашаем посетить наш сайт
    Дружинин (druzhinin.lit-info.ru)
  • Басни. Крестьянин и Змея


    КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ

    Змея к Крестьянину пришла проситься в дом,
    Не по-пустому жить без дела,
    Нет, няньчить у него детей она хотела:
    Хлеб слаще нажитый трудом!
    «Я знаю», говорит она: «худую славу,
    Которая у вас, людей,
    Идет про Змей,
    Что все они презлого нраву;
    Из древности гласит молва,
    Что благодарности они не знают;
    Что нет у них ни дружбы, ни родства;
    Что даже собственных детей они съедают.
    Всё это может быть: но я не такова.
    Я сроду никого не только не кусала,
    Но так гнушаюсь зла,
    Что жало у себя я вырвать бы дала,

    Когда б я знала,
    Что жить могу без жала;

    Всех Змей.
    Суди ж, как буду я любить твоих детей!» —
    «Коль это», говорит Крестьянин: «и не ложно,
    Всё мне принять тебя не можно;
    Когда пример такой
    У нас полюбят,
    Тогда вползут сюда за доброю Змеей,
    Одной,
    Сто злых и всех детей здесь перегубят.

    И потому с тобой мне не ужиться,
    Что лучшая Змея,
    По мне, ни к чорту не годится».

    Отцы, понятно ль вам, на что́ здесь мечу я?..





    XIII
    КРЕСТЬЯНИН И ЗМЕЯ

    Впервые напечатана в «Сыне отечества», 1813 г., ч. IX, № 39, стр. 43; написана не позднее начала августа 1813 г. (ценз. разр. от 15 августа 1813 г.). Автограф: ПД 1. Басня направлена против галломании и иностранного воспитания детей,— тема, неоднократно затрагивавшаяся Крыловым в его сатирических журналах и комедиях. Во время Отечественной войны 1812 г. эта тема приобрела особенно актуальное значение. В 20 номере «Сына отечества» за 1813 г. была помещена статья, направленная против приглашения иностранных воспитателей в дворянские семьи и резко осуждавшая «родителей... пекущихся о том только, чтобы дети их болтали по-французски!— вот плод воспитания, введенного у нас в XVIII столетии, воспитания, в котором отцы и матери, отрекаясь от священной обязанности своей, от должного присмотра за своими детьми, слепо их передают в руки иноплеменных».

    Рукописные варианты:

    ст. 3 (ПД; СО)
    ст. 13 К несчастью, правда всё, но я не такова (ПД; СО-Д)

    «Коль это», говорит хозяин: «и не ложно (ПД)
    ст. 29 А сверх того, голубушка моя (ПД; СО)
    Отцы! Вы видите, на что здесь целю я? (ПД)

    Печатные варианты (СО):

    ст. 1 К Крестьянину пришла Змея проситься в дом
    ст. 2  Не даром жить, без дела
    ст. 9
    вм. ст. 19—20 И, словом, всех я змей добрей.
    ст. 25 У нас увидят и полюбят.
    Отцы! В догад ли вам, на что здесь целю я?

    Раздел сайта: