• Приглашаем посетить наш сайт
    Загоскин (zagoskin.lit-info.ru)
  • Басни. Квартет


    КВАРТЕТ

    Проказница-Мартышка,
    Осел,
    Козел,
    Да косолапый Мишка
    Затеяли сыграть Квартет.
    Достали нот, баса, альта, две скрипки
    И сели на лужок под липки,—
    Пленять своим искусством свет.
    Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
    «Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
    Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.
    Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
    Я, прима, сяду против вторы;
    Тогда пойдет уж музыка не та:
    У нас запляшут лес и горы!»
    Расселись, начали Квартет;
    Он всё-таки на лад нейдет.
    «Постойте ж, я сыскал секрет»,
    Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
    Коль рядом сядем».
    Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
    А всё-таки Квартет нейдет на лад.
    Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
    И споры,
    Кому и как сидеть.

    Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
    «Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,

    И ноты есть у нас, и инструменты есть:
    Скажи лишь, как нам сесть!» —
    «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
    И уши ваших понежней»,

    «А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь».



    Примечания

    КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ
    I

    Впервые напечатана в «Новых баснях», 1811 г., стр. 12—13; написана не позднее апреля 1811 г. (ценз. разр. 8 марта 1811 г.). Автограф: ПБ-Г. По свидетельству современников, басня «Квартет» высмеивала открывшийся 1 января 1810 г. Государственный совет, разделенный на четыре департамента: законов (председатель кн. П. Лопухин), военных дел (гр. А. Аракчеев), гражданских и духовных дел (гр. П. Завадовский) и государственной экономии (гр. Н. Мордвинов). «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет» (М. А. Корф, «Жизнь гр. Сперанского». СПБ, 1861 г., ч. 1, стр. 118). В примечаниях к воспоминаниям И. Дмитриева М. Логинов указывает: «Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой — Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом — Лопухина, под Медведем — Аракчеева» (И. И. Дмитриев, «Взгляд на мою жизнь», 1861, стр. 292—293).

    Однако существует и другое толкование, относящее «Квартет» к заседаниям «Беседы», открывшейся в начале 1811 г., так же разделенной на четыре разряда, во главе которых были поставлены председатели. Так, Ф. Вигель в своих воспоминаниях указывает: «Крылов, хотя и выдал особу свою «Беседе», но, говорят, тайком посмеивался над нею. Доказательством тому поставляют вскоре после ее открытия выданную им басню «Квартет» («Воспоминания», М., 1893 г., кн. III, стр. 152).

    Рукописные варианты (ПБ-Г):

    ст. 1
    ст. 6 Достали нот, [бас], [альт], две скрыпки
    ст. 19 [Вскричал] Сказал Осел:— «Мы, верно, уж поладим
    ст.22 А всё квартет нейдет на лад
    [И] как [себе] вы ни садитесь;

    После стиха 32 зачеркнуты следующие четыре строки;

    Им соловей на то в ответ:


    Всё в музыканты не годитесь».

    Раздел сайта: