• Приглашаем посетить наш сайт
    Хлебников (hlebnikov.lit-info.ru)
  • Басни. Парнас


    ПАРНАС

    Когда из Греции вон выгнали богов
    И по мирянам их делить поместья стали *,
    Кому-то и Парнас тогда отмежевали;

    Хозяин новый стал пасти на нем Ослов
    Ослы, не знаю как-то, знали,
    Что прежде Музы тут живали,
    И говорят: «Недаром нас
    Пригнали на Парнас:
    Знать, Музы свету надоели,
    И хочет он, чтоб мы здесь пели»
    «Смотрите же», кричит один: «не унывай!
    Я затяну, а вы не отставай!
    Друзья, робеть не надо!
    Прославим наше стадо,
    И громче девяти сестер
    Подымем музыку и свой составим хор!
    А чтобы нашего не сбили с толку братства,
    То заведем такой порядок мы у нас:
    Коль нет в чьем голосе ослиного приятства,

    Одобрили Ослы ослово
    Красно-хитро-сплетенно слово:
    И новый хор певцов такую дичь занес,
    Как будто тронулся обоз,
    В котором тысяча немазанных колес.
    Но чем окончилось разно-красиво пенье?
    Хозяин, потеряв терпенье,
    Их всех загнал с Парнаса в хлев.

    Мне хочется, невеждам не во гнев,
    Весьма старинное напомнить мненье:
    Что если голова пуста,
    То голове ума не придадут места.

    * Вместо 1-го и 2-го стихов в первоначальном тексте читалось:

    Как в Греции богам пришли минуты грозны
    И стал их колебаться трон;
    Иль, так сказать, простее взявши тон,
    Как боги выходить из моды стали вон.
    То начали богам прижимки делать розны:
    Ни храмов не чинить, ни жертв не отпускать;
    Что боги ни скажи, всему смеяться;

    Самих их на дрова таскать.
    Богам худые шутки:
    Житье теснее каждый год!
    И наконец им сказан в сутки
    Совсем из Греции поход.
    Как ни были они упрямы,
    Пришло очистить храмы:
    Но это не конец: давай с богов лупить
    Всё, что они успели накопить.
    Не дай бог из богов разжаловану быть!
    Угодьи божески миряна расхватали.
    Когда делить их стали,
    Без дальних выписок и слов
    Кому-то и Парнас тогда отмежевали.




    Примечания

    VIII
    ПАРНАС

    Впервые напечатана в «Драматическом вестнике», 1808 г., ч. I, № 26, стр. 135—136; написана не позднее февраля 1808 г., так как появилась в мартовском номере журнала. В своей басне Крылов имел в виду Российскую академию. Российская академия, основанная в 1773 г. под председательством кн. Е. Р. Дашковой, к началу XIX в. стала оплотом приверженцев классицизма, недоброжелательно относившихся к новым веяниям общественной и литературной жизни. Басня «Парнас» проливает некоторый свет на отношения Крылова к этим приверженцам официальных традиций, первоначально встретивших баснописца недружелюбно. Вероятно, еще памятны были его ироническое отношение к академии в журнальных сатирах («Каиб», «Ночи») и вся его прошлая деятельность радикального сатирика-журналиста. Свидетельством этого отношения является забаллотирование Крылова в члены академии в марте 1809 г., возможно вызванное появлением этой басни (см. М. Сухомлинов «История российской академии», вып. VII, СПБ. 1885, стр. 68). Направленность басни против литературных староверов и, в частности, против председателя академии А. Шишкова, незадолго перед тем выступившего с защитой древнего «словено-русского языка», подтверждается и пародированием стиля приверженцев торжественного «высокого» слога. Лишь впоследствии, в 1811 г., Крылов после вторичной баллотировки был выбран в члены Российской академии.

    — девять муз.

    В «Драматическом вестнике» басня предварялась вступлением о «разжаловании» «богов», которое было удалено Крыловым в издании 1809 г., вероятнее всего по цензурным соображениям. Приводим это вступление, замененное в издании 1809 г. двумя первыми стихами, под строкой в основном тексте.


    ст. 6 Что прежде Музы там живали (ИБ)


    ст. 4 Хозяин стал пасти на нем ослов (ДВ, А)
    ст. 6 Что Музы тут живали
    ст. 10 И хочет свет, чтоб мы здесь пели. (ДВ)
    ст. 11—16 Один из них, кто боле был востер,
    (ДВ, А)
    Вы видите: нас целое здесь стадо;
    То как не заменить нам девяти сестер?
    Подымем музыку, составим свой мы хор.
    ст. 18 То выдадим указ (ДВ)
    ст. 20 (ДВ)
    Как будто заскрипел обоз (ДВ — Б)

    Раздел сайта: