• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Басни. Прихожанин


    ПРИХОЖАНИН

    Есть люди: будь лишь им приятель.
    То первый ты у них и гений, и писатель,
    Зато уже другой,
    Как хочешь сладко пой,
    Не только, чтоб от них похвал себе дождаться,
    В нем красоты они и чувствовать боятся.
    Хоть, может быть, я тем немного досажу,
    Но вместо басни быль на это им скажу.

    Во храме проповедник
    (Он в красноречии Платона был наследник)

    Прихожан поучал на добрые дела.
    Речь сладкая, как мед, из уст его текла.
    В ней правда чистая, казалось, без искусства,
    Как цепью золотой,
    Возъемля к небесам все помыслы и чувства,
    Сей обличала мир, исполненный тщетой.
    Душ пастырь кончил поученье:
    Но всяк ему еще внимал и, до небес
    Восхи́щенный, в сердечном умиленье
    Не чувствовал своих текущих слез.

    «Какой приятный дар!»
    Из слушателей тут сказал один другому:
    «Какая сладость, жар!
    Как сильно он влечет к добру сердца народа!
    А у тебя, сосед, знать, черствая природа,
    Что на тебе слезинки не видать?
    Иль ты не понимал?» — «Ну, как не понимать!
    Да плакать мне какая стать:
    Ведь я не здешнего прихода».




    Примечания

    XXV
    ПРИXОЖАНИН

    Впервые напечатана в «Северных цветах на 1825 г.»; написана не позднее 1823 г. Автографы: ПД 12, ПД 43, ПД 56. По указанию В. А. Олениной («Литературный архив», стр. 75), эта басня написана в ответ на стихотворение кн. П. А. Вяземского о трех знаменитых баснописцах. Имеется в виду стихотворение П. Вяземского «И. И. Дмитриеву (В день его именин)», которое было помещено в «Сыне отечества» за 1821 г. (№ 48, стр. 82). Вяземский, назвав Лафонтена, Хемницера и Дмитриева, не упомянул в нем о Крылове; предпочтение Дмитриева перед Крыловым высказано Вяземским было и в предисловии к изданию стихотворений И. И. Дмитриева («Известие о жизни и стихотворениях И. И. Дмитриева»), вышедшему в 1823 г. М. Лобанов в биографии Крылова также указывает, что басня «Прихожанин» являлась полемическим откликом Крылова на выступление Вяземского: «Крылов позволил себе мщение... в басне — «Прихожанин», которую он составил из анекдота о мужике, мною ему случайно рассказанному» («Жизнь и сочинения И. А. Крылова», стр. 75).

    Кроме того, отмечалось фольклорное происхождение сюжета этой басни, имеющегося в сборниках старинных анекдотов. Так, в «Спутнике и собеседнике веселых людей» помещен анекдот «Крестьянин с другого прихода»: «Один проповедник говорил к деревне проповедь. Все слушатели, кроме только одного крестьянина, проливали слезы. Другой спросил его: «Для чего ты не плачешь?» — «Я не этого прихода», ответствовал он» (М., 1776 г.). Этот же анекдот, несколько в иной редакции, помещен и в сборнике «Отрада в скуке или книга веселия и размышления» (М., 1788 г.).

    Платон (1737—1812) — известный своим красноречием проповедник, московский митрополит. В автографе ПД 56 басня озаглавлена «Проповедник».

    Рукописные варианты (ПД 56):

    ст. 7
    ст. 8 Но вместо басни, быль на это всем скажу (СЦ)
    ст. 10 Он в сладкоречии Платона был наследник
    ст. 11 Прихожан наставлял на добрые дела.
     ст. 13 В ней правда светлая без помощи искусства
    ст. 14 Как цепью [крепкой] золотой
    [Восхитя] к небесам все помыслы и чувства
    ст. 22 Какой прелестный дар! (СЦ)
    ст. 25

    Печатные варианты:

     ст. 7 Хоть, может быть, и им немного досажу (СЦ, Ж)
    (Ж)
    ст. 30 Ведь я не этого прихода (СЦ)

    Раздел сайта: