• Приглашаем посетить наш сайт
    Паустовский (paustovskiy-lit.ru)
  • Басни. Водолазы


    ВОДОЛАЗЫ

    Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
    Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
    Не расслабляет ли сердец и рук
    Ученье?
    И не разумнее ль поступит он,
    Когда ученых всех из царства вышлет вон?
    Но так как этот царь, свой украшая трон,
    Душою всей радел своих народов счастью
    И для того
    Не делал ничего
    По прихоти, иль по пристрастью,—
    То приказал собрать совет,
    В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,
    Но с толком лишь согласно здравым
    Свое представил: да, иль нет;
    То есть, ученым вон из царства убираться,
    Или попрежнему в том царстве оставаться?
    Однако ж как совет ни толковал:

    Кто голос подавал работы секретарской,
    Всяк только дело затемнял
    И в нерешимости запутывал ум царской.
    Кто говорил, что неученье тьма;
    Что не дал бы нам бог ума,
    Ни дара постигать вещей небесных,
    Когда бы он хотел.
    Чтоб человек не боле разумел
    Животных бессловесных,
    И что, согласно с целью сей,
    Ученье к счастию ведет людей.
    Другие утверждали,
    Что люди от наук лишь только хуже стали:
    Что всё ученье бред,
    Что от него лишь нравам вред,
    И что, за просвещеньем вслед,
    Сильнейшие на свете царства пали.
    Короче: с обеи́х сторон,
    И дело выводя и вздоры,

    А о науках спор остался не решен;
    Царь сделал более. Созвав отвсюду он
    Разумников, из них установил собранье
    И о науках спор им предложил на суд.
    Но способ был и этот худ,
    Затем, что царь им дал большое содержанье:
    Так в голосах между собой разлад
    Для них был настоящий клад;
    И если бы им волю дали,
    Они б доныне толковали
    Да жалованье брали.
    Но так как царь казною не шутил,
    То он, приметя то, их скоро распустил.
    Меж тем час-от-часу впадал в сомненье боле.
    Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле,
    И видит пред собой
    Пустынника, с седою бородой
    И с книгою в руках большой.
    Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;

    Улыбкою его украсили уста,
    А на челе следы глубокой видны думы.
    Монарх с пустынником вступает в разговор
    И, видя в нем познания несчетны,
    Он просит мудреца решить тот важный спор:
    Науки более ль полезны или вредны?
    «Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
    Открыл я притчею простой,
    Что́ размышленья мне внушили многолетны».
    И, с мыслями собравшись, начал так:
    «На берегу, близ моря,
    Жил в Индии рыбак;
    Проведши долгий век и бедности, и горя,
    Он умер и троих оставил сыновей.
    Но дети, видя,
    Что с нуждою они кормились от сетей
    И ремесло отцовско ненавидя,
    Брать дань богатее задумали с морей,
    Не рыбой,— жемчугами;

    Ту подать доправлять
    Пустились сами.
    Однако ж был успех различен всех троих:
    Один, ленивее других,
    Всегда по берегу скитался;
    Он даже не хотел ни ног мочить своих
    И жемчугу того лишь дожидался,
    Что выбросит к нему волной:
    А с леностью такой
    Едва-едва питался.
    Другой,
    Трудов нимало не жалея,
    И выбирать умея
    Себе по силе глубину,
    Богатых жемчугов нырял искать по дну:
    И жил, всечасно богатея.
    Но третий, алчностью к сокровищам томим,
    Так рассуждал с собой самим:
    «Хоть жемчуг находить близ берега и можно,

    100 Когда бы удалося мне
    Достать морское дно на самой глубине?
    Там горы, может быть, богатств несчетных:
    Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
    Которы стоит лишь достать
    И взять».
    Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
    В открытое пустился море,
    И, выбрав, где была чернее глубина,
    В пучину кинулся; но, поглощенный ею,
    За дерзость, не доставши дна,
    Он жизнью заплатил своею.
    «О, царь!» примолвил тут мудрец:
    «Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,

    И свой погибельный конец,
    Лишь с разницею тою
    Что часто в гибель он других влечет с собою».



    Примечания

    IV

    Впервые напечатана в «Описании торжественного открытия имп. Публичной Библиотеки, бывшего 2 января 1814 г.» (О), СПБ., 1814 г., стр. 99—103, под названием «Читанный в торжественном собрании помощником библиотекаря, титулярным советником И. Крыловым аполог (притча) «Водолазы». Крылов закончил эту басню летом 1813 г., что видно из письма А. Н.Оленина, который, обращаясь к нему с предложением прочесть басню «Водолазы» на торжественном открытии библиотеки, писал 17 ноября 1813 г.: «четвертым вопросом, т. е. «о пользе истинного просвещения и пагубных последствиях суемудрия...»,— давно уже занимался человек — Вам весьма коротко знакомый, а именно И.А. Крылов. Он знает, с каким удовольствием прекрасный его труд был уже принят в кругу его приятелей и знакомых (которые иногда строго разбирают его творения). Теперь остается ему только согласиться сей труд самому прочесть перед публикою в день торжественного открытия императорской Публичной Библиотеки. Вот о чем я решился

    Вас, милостивый государь мой, письменно просить, и надеюсь, что Вы в том мне не откажете. Я уверен, что почтенная публика с большим удовольствием будет слушать приятный и поучительный Ваш аполог, который Вы нынешним летом на даче моей сочинили, под названием «Водолазы» («Описание» и т. д., стр. 140).

    А. Н. Оленин следующим образом формулировал в своем вступительном слове основную мысль этой басни: «желание достичь до истинного познания вещей похвально и полезно, когда оно управляется здравым и твердым рассудком, не переходя границ, положенных природою уму человеческому, напротив того сие стремление вредно и даже пагубно, когда оно не обуздано и руководствуется единою гордостию ума» («Описание» и т. д., стр. 171). В стихах «Другие утверждали, что люди от наук лишь только хуже стали» Крылов полемически подразумевает Руссо, его трактат «О влиянии наук на нравы».

    ст. 1 Какой-то древний царь впал в странное сомненье (О — Е)
     ст. 25 Ни дара постигать вещей бесплотных
    ст. 28 Бессмысленных животных. (О — Е)
    ст. 33—34
    Был нравов простоте во вред. (О — Е)
    ст. 41—42 Царь сделал более. Созвав со всех сторон
    (О — Е)
    ст. 52 Так он, приметя то, их скоро распустил. (О)
    ст. 98 (О — Е)

    Раздел сайта: