• Приглашаем посетить наш сайт
    Успенский (uspenskiy.lit-info.ru)
  • Басни. Воспитание Льва


    ВОСПИТАНИЕ ЛЬВА

    Льву, Кесарю лесов, бог сына даровал.
    Звериную вы знаете природу:
    У них, не как у нас — у нас ребенок году,
    Хотя б он царский был, и глуп, и слаб, и мал;
    А годовалый Львенок
    Давно уж вышел из пеленок.
    Так к году Лев-отец не шуткой думать стал,
    Чтобы сынка невежей не оставить,
    В нем царску честь не уронить,
    И чтоб, когда сынку придется царством править,
    Не стал бы за сынка народ отца бранить.
    Кого ж бы попросить, нанять или заставить
    Царевича Царем на-выучку поставить?
    Отдать его Лисе — Лиса умна,
    Да лгать великая охотница она;
    А со лжецом во всяком деле мука.—
    Так это, думал Царь, не царская наука.
    Отдать Кроту: о нем молва была,
    Что он во всем большой порядок любит:
    ́ не ступит
    И всякое зерно для своего стола
    Он сам и чистит, сам и лупит;
    И словом, слава шла,
    Что Крот великий зверь на малые дела:
    Беда лишь, под носом глаза Кротовы зорки,
    Да вдаль не видят ничего;
    Порядок же Кротов хорош, да для него;
    А царство Львиное гораздо больше норки.
    Не взять ли Барса? Барс отважен и силён,
    А сверх того, великий тактик он;
    Да Барс политики не знает:
    Гражданских прав совсем не понимает,
    Какие ж царствовать уроки он подаст!
    Царь должен быть судья, министр и воин;
    А Барс лишь резаться горазд:
    Так и детей учить он царских недостоин.
    Короче: звери все, и даже самый Слон,
    Который был в лесах почтён,
    Как в Греции Платон,
    Льву всё еще казался не умен,

    По счастью, или нет (увидим это вскоре),
    Услышав про царево горе,
    Такой же царь, пернатых царь, Орел,
    Который вел
    Со Львом приязнь и дружбу,
    Для друга сослужить большую взялся службу
    И вызвался сам Львенка воспитать.
    У Льва как гору с плеч свалило.
    И подлинно: чего, казалось, лучше было
    Царевичу царя в учители сыскать?
    Вот Львенка снарядили
    И отпустили
    Учиться царствовать к Орлу.
    Проходит год и два; меж тем, кого ни спросят,
    О Львенке ото всех лишь слышат похвалу:
    Все птицы чудеса о нем в лесах разносят.
    И наконец приходит срочный год,
    Царь-Лев за сыном шлёт.
    Явился сын; тут царь сбирает весь народ,
    И малых и больших сзывает;
    И говорит ему он так: «Любезный сын,
    По мне наследник ты один;
    Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь:
    Так я тебе охотно царство сдам.
    Скажи теперь при всех лишь нам,
    Чему учен ты, что ты знаешь,
    И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?» —
    «Папа́», ответствовал сынок: «я знаю то,
    Чего не знает здесь никто:
    И от Орла до Перепёлки,
    Какой где птице боле вод,
    Какая чем из них живет,
    Какие яица несет,
    И птичьи нужды все сочту вам до иголки.
    Вот от учителей тебе мой аттестат:
    У птиц недаром говорят,
    Что я хватаю с неба звезды;
    Когда ж намерен ты правленье мне вручить,
    То я тотчас начну зверей учить
    Вить гнезды».

    Повесил головы Совет,
    А Лев-старик поздненько спохватился,
    Что Львенок пустякам учился
    И не добро он говорит;
    Что пользы нет большой тому знать птичий быт,
    Кого зверьми владеть поставила природа,
    И что важнейшая наука для царей:
    Знать свойство своего народа
    И выгоды земли своей.



    Примечания

    XII
    ВОСПИТАНИЕ ЛЬВА

    Впервые напечатана в «Новых баснях», 1811 г., стр. 31—34; написана не позднее февраля 1811 г. Автограф заключения: ПД (пушкинское собрание). Современники считали басню Крылова намеком на воспитание Александра I (в бытность его наследником) швейцарцем Лагарпом, воспитавшим своего ученика в отрыве от русской жизни и культуры. (См. В. Кеневич, «Примечания», стр. 100.)

    Рукописные варианты (ПБ 1819):

    К ст. 15—16 [А ложь в устах царя гнусна,
    И должен слово царь хранить ненарушимо.
    Итак лисицу мимо. ]
    [А слово царское быть должно нерушимо.
    Царю и царству ложь в устах царя вредна.
    ст. 18 [Кому отдать?— Кроту?— о нем молва была] (ПБ 1819)
    ст. 66

    Вариант концовки из Пушкинского собрания (ПД):

    И Лев-старик поздненько спохватился,
    Что Львенок не тому, что надобно, учился,
    Что он о птицах лишь твердит,

    Звериный быт,
    Хоть царствовать зверьми зовет его природа
    И что главнейшей нет науки для царей:
    Знать пользы своего народа

    Печатные варианты (В):

    ст. 24 Что Крот неутомим на малые дела
    ст. 66
    Что пользы мало в том, или и вовсе нет,
    Чтоб знать, кто как у птиц живет,
    Когда кого зверьми владеть зовет природа.