• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Каратыгин П. А.
    Из "Записок"

    П. А. КАРАТЫГИН

    ИЗ "ЗАПИСОК"

    В 1827 году появилась на петербургской сцене известная мелодрама Дюканжа "Тридцать лет, или Жизнь игрока" и произвела необыкновенный фурор - ее давали почти ежедневно 1. В этот период времени романтизм напал серьезно угрожать классицизму. Хотя н прежде наш репертуар имел много мелодрам с бенгаликой и трескучими эффектами, но они не были опасны классическим трагедиям, и гордая Мельпомена с презрением смотрела на свою соперницу и не имела причины бояться за свою традиционную самостоятельность. Но с появлением "Жизни игрока" повеяло какой-то заманчивой новизной, и вкус публики к классицизму с того времени начал заметно ослабевать. Я помню, как начало этого сценического раскола возмутило наших истых поборников классицизма: Гнедича, Катенина, Лобанова и других, как они соболезновали о жалком упадке современного вкуса; даже дедушка Крылов, который, конечно, был поэтом реальной школы, по и тот с презрением отзывался об этой возмутительной, по его словам, мелодраме. На другой день после первого ее представления он говорил моему брату:

    Здесь мне припомнился курьез, бывший очень давно на нашей сцене.

    В одном из бенефисов знаменитой трагической актрисы Материны Семеновны Семеновой вздумалось ей сыграть вместе с оперною актрисой Софьей Васильевной Самойловой в известной комедии "Урок дочкам", соч. И. А. Крылова. В ту пору они были уже матери семейства, в почтенных летах и довольно объемистой полноты. Дедушка Крылов не поленился прийти в театр взглянуть на своих раздобревших дочек.

    - Что ж, - отвечал дедушка Крылов, - они обе, как опытные актрисы, сыграли очень хорошо; только название комедии следовало бы переменить: это был урок не "дочкам", а "бочкам" 2.