• Приглашаем посетить наш сайт
    Прутков (prutkov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1805"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V X Z
    Поиск  
    1. Воспоминания современников. Указатель имен
    Входимость: 5. Размер: 50кб.
    2. Плетнев П. А. Иван Андреевич Крылов, из очерка "Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова"
    Входимость: 3. Размер: 109кб.
    3. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 2
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    4. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 4
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    5. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 3
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    6. Вигель Ф. Ф. Из "записок"
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    7. Письмо. Соймонову П. А. 1789 г. (нe ранее 2-й половины февраля)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    8. Басни. Хозяин и мыши
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    9. Басни. Обоз
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    10. Басни. Дуб и Трость
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    11. Н.Л. Степанов. Хронологический указатель басен
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    12. Лобанов М. Е. Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова, из заметки "обед у книгопродавца А. Ф. Смирдина"
    Входимость: 1. Размер: 95кб.
    13. Театральные рецензии. "Марфа Посадница, или покорение Новаграда"
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    14. Басни. Разборчивая Невеста
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    15. А. М. Гордин, М. А. Гордин. Крылов: реальность и легенда
    Входимость: 1. Размер: 78кб.
    16. Лентяй (незаконченное)
    Входимость: 1. Размер: 37кб.
    17. Грот Я. К. Из "дополнительного биографического известия о Крылове"
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    18. Басни. Старик и трое Молодых
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Воспоминания современников. Указатель имен
    Входимость: 5. Размер: 50кб.
    Часть текста: записях, рассказах, отрывках из писем и в приложении. Из вступительной статьи и комментариев включены только имена современников Крылова. Общеизвестные имена и имена представленных в настоящем издании мемуаристов не аннотируются (сведения о последних содержатся в комментариях; в Указателе они отмечены звездочкой). Агин Александр Алексеевич (1817-1875), художник Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), художник Аксаков Константин Сергеевич (1817-1860), поэт, публицист Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), писатель Алабин Петр Владимирович* Аладьин Егор Васильевич (1796-1860), писатель, издатель альманахов Александр I (1777-1825) Александра Федоровна (1798-1860), императрица, жена Николая I Александра Егоровна, кухарка у А. М. Тургенева Альбони Мариетта (1826-1894), итальянская певица Альфиери Витторио (1749-1803), итальянский драматург Анастасевич Василий Григорьевич (1775-1845), библиограф, журналист Андрианенко Александра Иосифовна* Андрианенко Иван Иванович, муж А. И. Андрианенко, канцелярист у гр. С. С. Уварова Андриё Франсуа-Гильом (1759-1833), французский поэт, переводил басни Крылова Анненков Павел Васильевич (1813-1887), критик, историк литературы, мемуарист Антоний, митрополит - 90, 233, 251 Анчапов, товарищ детских игр Крылова в Яицком городке Аракчеев Алексей Андреевич, гр. (1769-1834) Ариосто Лудовико (1474-1533), итальянский поэт Аристофан (ок. 448 - 385 до н. э.), греческий драматург Арно Антуан-Винсен (1766-1834), французский поэт и драматург,...
    2. Плетнев П. А. Иван Андреевич Крылов, из очерка "Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова"
    Входимость: 3. Размер: 109кб.
    Часть текста: и остаться навек присутственным в их уме и памяти. Но он дошел до этого легко, тихо, свободно и сам едва сознавая необъятность и высоту своего беспримерного успеха. Бог ниспослал ему благодать слова. Все могущество, доступное на земле человеку по отношению к равным ему, заключено в этом неизъяснимом даре. Мы все постигаем, чувствуем и мыслим, а вследствие того и говорим или пишем - только но все равно. Слово есть полный образ духовности в человеке. Силы духа неисчислимо разнородны и разнообразны. В полноте совершенства своего, по какой-то чудесной способности, они все создают в таком дивно прекрасном виде, в такой гармонии с общечеловеческою духовностью, как сама Природа. Мир внешний, окружающий человека, вмещается в его душу, где мы называем его внутренним миром. Первый существует в одном неизменном образе. Другой, по различию восприемлющих, до бесконечности разновиден. Поэтому слово, будучи полным образом, как я сказал, духовности в человеке, всегда показывает внешний мир согласно не с подлинником, а с принятыми им в душе особенностями. В Крылове мы видели перед собою верный, чистый, совершенный образ Русского. Его индивидуальную духовность всего точнее можно уподобить слитку самородного золота, нигде не проникнутого даже песчинкой постороннего минерала. Эту, может быть, единственную в своем роде натуру воспитание, обстоятельства жизни, связи и отношения, влечение вкуса и - без сомнения, всего более - ясный ум образовали так полно, твердо и высоко, что во всех явлениях, даже в каждом элементе ее деятельности, все типически выражало русский мир. До чего ни прикасалась, на что ни взглядывала, чем ни отзывалась духовность человека, так счастливо образовавшегося и окрепшего ...
    3. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 2
    Входимость: 2. Размер: 40кб.
    Часть текста: М., 1960, с. 275). Как и на всем, что писал Лобанов, на его толковании личности Крылова не могли не сказаться ограниченность его литературных воззрений и политическая верноподданность. Однако богатство конкретных фактов и непосредственных наблюдений определяют важное место труда Лобанова в мемуарной крылов-ской литературе. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА Впервые напечатано в журнале "Сын отечества", 1847, январь. Тогда же вышло отдельное издание - "Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова. Сочинение академика Михаила Лобанова. СПб. 1847". Позднее не перепечатывалось. Черновая не оконченная рукопись хранится в Рукописном отделе Гос. Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (фонд П. Н. Тиханова, No 2545). Основанная главным образом на личных наблюдениях и воспоминаниях работа Лобанова "Жизнь и сочинения Ивана Андреевича Крылова" едва ли не самое значительное его сочинение. В настоящем издании печатается по отдельной публикации 1847 года, с исключением страниц, не имеющих мемуарного значения, посвященных разбору творчества Крылова. По черновой рукописи восстановлен на своем месте эпизод 14 декабря 1825 года, не увидевший в свое время света явно по цензурным соображениям. 1 Все биографы Крылова прошлого века придерживались этой даты. Позднее Л. К. Ильинский обосновал как более...
    4. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 4
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    Часть текста: 5, с. 2-26). Восторженные стихи посвятили С. Д. Пономаревой А. Е. Измайлов и А. А. Дельвиг. Стихи в ее альбом писали также Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Гнедич, А. Д. Илличевский и другие поэты. В салоне Пономаревой было учреждено шуточное литературное общество "Сословие друзей просвещения", членами которого были А. Е. Измайлов, В. И. Панаев, Д. М. Кня-жевич, В. М. Княжевич, О. М. Сомов, П. Л. Яковлев и другие. В альбоме Пономаревой сохранился автограф басни Крылова "Лебедь, Щука и Рак". ИЗ "ЗАПИСОК" Мемуары были написаны Свербоевым в конце жизни и завершены в 1869 году. Публикуемые страницы печатаются по изданию. - "Записки Д. Н. Свербеева 1799-1826", т. I. M., 1899, с. 225-226. 1 Идиллия Гнедича "Рыбаки" написана в 1821 г. и впервые напечатана в 1822 г. в журнале "Сын отечества" и затем отдельной брошюрой. Описание петербургской белой ночи в идиллии было особенно знаменито. Его упоминает и Пушкин в примечании к первой главе "Евгения Онегина": "Читатели помнят прелестное описание петербургской ночи в идиллии Гнедича..." 2 Имеется в виду шуто-трагедия "Трумф, или Подщипа". В. А. ОЛЕНИНА Оленина Варвара Алексеевна (1802-1877) - дочь А. Н. и Е. М. Олениных. С детских лет видела Крылова в доме родителей и была его любимицей среди детей оленинского дома. Письма к ней Крылова приведены в очерке М. Е. Лобанова "Жизнь и сочинения И. А. Крылова" (см. с. 79-84). Первое знакомство Крылова с Алексеем Николаевичем Олениным относитя, вероятно, еще к 90-м годам XVIII века. Воспитанник кн. Е. Р. Дашковой, близкий к кругу Г. Р. Державина, Оленин был человеком широко образованным, историком, археологом, ценителем и знатоком искусства. С 1811 года Оленин был директором вновь открытой Публичной библиотеки, с 1817 года - президентом Академии художеств, одновременно занимая важные государственные должности. Гостеприимный ...
    5. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 3
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: С Крыловым встретился впервые на литературных вечерах у Г. Р. Державина и А. С. Шишкова, затем часто встречался на собраниях "Беседы", у А. А. Шаховского и многих общих знакомых. ИЗ "ЗАПИСОК СОВРЕМЕННИКА" ДНЕВНИК ЧИНОВНИКА Впервые опубликован в "Отечественных записках", 1855, No 4, 5, 7, 8, 9, 10. Отдельного издания при жизни автора не было. Печатается по наиболее полному и авторитетному изданию: С. П. Жихарев. Записки современника. Редакция, статьи и комментарии Б. М. Эйхенбаума. М. - Л., АН СССР, 1955, с. 348- 350; 356-361; 420; 504-507; 509; 510-515; 533-534. Дневники С. П. Жихарева - пример распространенных в эту эпоху дневников-писем - адресованы его двоюродному брату и другу С. С. Барятинскому и содержат подробное описание жизни автора, его впечатлений, переживаний, размышлений. Однако, как справедливо утверждает сам Жихарев, его дневники "кроме собственных приключений писавшего, заключают в себе живую панораму большей части тогдашних современных лиц и происшествий". И в этом их несомненная...
    6. Вигель Ф. Ф. Из "записок"
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    Часть текста: поселилось в Казацком. Мы приехали туда в сумерки. Бесконечный двор, обнесенный тыном, в глубине коего открывались деревянные барские хоромы, наскоро выстроенные, а по бокам находились шесть довольно просторных мазанок, вместо флигелей, и сад, разведенный только осенью и представляющий одни только ряды прутьев, все это, занесенное снегом, имело в глазах моих вид мрачный и угрюмый <...> В ненастное время пернатые певцы скрываются в густоте леса: деревню и дом князя Голицына избрал тогда убежищем один весьма мохнатый певец, известный чудесными дарованиями. Я назвал его певцом мохнатым, потому что в поступи его и манерах, в росте и дородстве, равно как и в слоге, есть нечто медвежье: та же сила, та же спокойная угрюмость, при неуклюжестве, та же смышленость, затейливость и ловкость. Его никто не назовет лучшим, первейшим нашим поэтом; но, конечно, он долго останется известнейшим, любимейшим из них. Многие догадаются, что я хочу говорить о Крылове. Он был тогда лет тридцати шести и более двенадцати известен в литературе 2 . Он находился у нас в качестве приятного собеседника и весьма умного человека, а о сочинениях его никто, даже он сам, никогда не говорил. Мне это доселе еще непонятно. Оттого ли сие происходило, что он не был иностранный писатель? Оттого ли, что в это время у нас дорожили одною только воинскою славой? Как бы то ни было, но я не ...
    7. Письмо. Соймонову П. А. 1789 г. (нe ранее 2-й половины февраля)
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: Итак, простите мне, что я, имея благородную душу, осмеливаюсь покорнейше просить, чтобы удостоили открыть мне причину, которая привлекает на меня ваш гнев, толико бедственный для моих драматических сочинений. В 1786 году я написал оперу «Бешеная семья», которую, по приказанию вашему, г. Деви, камер-музыкант, положил на музыку; в том же году отдал я на театр комедию «Сочинителя в прихожей», и в том же году ваше превосходительство препоручили мне перевесть с французского языка оперу под названием «L'infante de Zamora», которая имела счастие понравиться вашему превосходительству. Сия опера упала на французском театре, и следственно, также и на русском, ибо добрый вкус у всех просвещенных народов один, а драма, в которой нет толку, и парадис зевать заставляет. Ваше превосходительство удостоили своего внимания мое перо; я получил билет для входу в театр и лестное обещание, коим милостиво ободряете вы многих авторов, что не останутся без награждения труды для театра. Почитая непременными слова вашего превосходительства, продолжал я мои труды: но ныне, видя совсем тому противное и заключая, что перемене ваших слов, конечно, причиною какие-нибудь глупые и злые клеветники, ибо я не осмеливаюсь подумать, чтобы ваше превосходительство сами переменили свое слово, и не осмеливаюсь также назвать умными клеветников, которые могли очернить меня в мыслях вашего превосходительства, когда я с своей стороны не подал к тому никакой причины,— заключая сие, говорю я, осмеливаюсь вам объяснить мою невинность перед вами и притеснение, какое наносится мне от театру. Я не могу понять причины, ваше...
    8. Басни. Хозяин и мыши
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    Часть текста: Басни. Хозяин и мыши ХОЗЯИН И МЫШИ Коль в доме станут воровать, А нет прилики вору, То берегись клепать, Или наказывать всех сплошь и без разбору: Ты вора этим не уймешь И не исправишь, А только добрых слуг с двора бежать заставишь, И от меньшой беды в большую попадешь. Купчина выстроил анбары И в них поклал съестные все товары. А чтоб мышиный род ему не навредил, Так он полицию из кошек учредил. Спокоен от Мышей Купчина; По кладовым и день и ночь дозор; И всё бы хорошо, да сделалась причина: В дозорных появился вор. У кошек, как у нас (кто этого не знает?), Не без греха в надсмотрщиках бывает. Тут, чем бы вора подстеречь И наказать его, а правых поберечь, Хозяин мой велел всех кошек пересечь. Услыша приговор такой замысловатый, И правый тут, и виноватый Скорей с двора долой. Без кошек стал Купчина мой. А Мыши лишь того и ждали, и хотели: Лишь кошки вон, они — в анбар, И в две иль три недели Поели весь товар. Примечания III XО3ЯИН И МЫШИ Впервые напечатана в «Цветнике», 1809 г., ч. II, стр. 332—333; написана не позднее января 1809 г., так как помещена в февральской книге журнала. Автографы: ПБ13 , Берлинский ( Бр .- «Русская старина», 1893 г., IV, стр. 57). В. Кеневич высказал предположение, что поводом к написанию этой басни послужило увольнение чиновников провиантского департамента за злоупотребления, обнаружившиеся во время войны 1805—1807 гг.; наказанию подверглись даже те чиновники, которые не были виновны (см. В. Кеневич, «Примечания», стр. 51). Вариант заглавия «Хозяин и Кошки» (Бр.). Рукописные варианты: ст. 15 В анбарах день и ночь дозор (Бр.; Ц). ст. 27 А Крысы лишь того и ждали и хотели (ПБ)
    9. Басни. Обоз
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    Часть текста: возик свой мы не свезем, а скатим!» Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь, Тронулася лошадка с возом в путь; Но только под-гору она перевалилась, Воз начал напирать, телега раскатилась; Коня толкает взад, коня кидает вбок; Пустился конь со всех четырех ног На-славу; По камням, рытвинам, пошли толчки, Скачки, Левей, левей, и с возом — бух в канаву! Прощай, хозяйские горшки! Как в людях многие имеют слабость ту же: Всё кажется в другом ошибкой нам: А примешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. Примечания XX ОБОЗ Впервые напечатана в «Сыне отечества», 1812 г., ч. II, ноябрь, № 7, стр. 46—47; написана не позднее октября 1812 г. Автографы: ПД 1, ПБ из бумаг А. Н. Оленина. Крылов оправдывает здесь осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медленность его действий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего более решительных мероприятий. В рескрипте на имя главнокомандующего, полученном Кутузовым за несколько дней до Тарутинского сражения, Александр I указывал, что Кутузов мог бы «с выгодою атаковать неприятеля... и истребить оного», при этом подчеркивалось, что Кутузов должен показать «решительность и деятельность» (М. Богданович, «История Отечественной войны 1812 г.», т. II, стр. 487). Однако мудрая и осмотрительная тактика Кутузова вскоре оправдала себя. Слова в заключительном нравоучении «А примешься за дело сам, так напроказишь вдвое хуже», вероятно, являлись злым намеком на Александра I, который, командуя армией в войне с Наполеоном в 1805—1807 г., благодаря своей непредусмотрительности и поспешности потерпел ряд поражений. Рукописные варианты: ст. 3 Вот наверху других оставя дожидаться (ПД) ст. 4 Легко стал опускать хозяин первый воз...
    10. Басни. Дуб и Трость
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: ветерок подернет рябью воду, Ты зашатаешься, начнешь слабеть И так нагнешься сиротливо, Что жалко на тебя смотреть. Меж тем как, наравне с Кавказом, горделиво, Не только солнца я препятствую лучам, Но, посмеваяся и вихрям, и грозам, Стою и тверд, и прям, Как будто б огражден ненарушимым миром. Тебе всё бурей — мне всё кажется зефиром. Хотя б уж ты в окружности росла, Густою тению ветвей моих покрытой, От непогод бы я быть мог тебе защитой; Но вам в удел природа отвела Брега бурливого Эолова владенья: Конечно, нет совсем у ней о вас раденья».— 20«Ты очень жалостлив», сказала Трость в ответ, «Однако не крушись: мне столько худа нет. Не за себя я вихрей опасаюсь; Хоть я и гнусь, но не ломаюсь: Так бури мало мне вредят; Едва ль не более тебе они грозят! То правда, что еще доселе их свирепость Твою не одолела крепость, И от ударов их ты не склонял лица; Но — подождем конца!» Едва лишь это Трость сказала, Вдруг мчится с северных сторон И с градом, и с дождем шумящий аквилон. Дуб держится,— к земле...