ПЕРВОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ БАСЕН
Следующая книга И. А. Крылова, в которую, кроме уже напечатанных в изданиях 1809 и 1811 годов вошли новые 36 басен, появилась только через четыре года, в 1815 году. Это была первая иллюстрированная книга басен И. А. Крылова.
Четыре года, прошедшие между выходом в свет крыловских басен, были грозным временем для России: страна пережила Отечественную войну 1812 года. Естественно, что И. А. Крылов в своих баснях широко откликнулся на события этой войны. Откликнулся по-крыловски - умно, хитро и остро. Тревога, охватившая русский народ в докутузовский период войны, отражена, например, в басне "Раздел". Заключительные слова в басне:
В делах, которые гораздо поважней,
Нередко от того погибель всем бывает,
Что чем бы общую беду встречать дружней,
Всяк споры затевает
О выгоде своей -
прямо указывали на грызню генералов "главной квартиры", действовавших из-за личных интересов в ущерб обороне родины.
В басне "Кот и повар" говорилось о том же. Назначение Кутузова главнокомандующим было сделано по воле общественного мнения, по воле народа, вопреки желанию царя. Формированию этого общественного мнения немало способствовал Крылов своими баснями, напечатанными в журналах и ходившими по рукам в списках.
В басне "Ворона и курица" Крылов оправдал оставление Москвы Кутузовым, считая это гениальным стратегическим шагом. "И на погибель им Москву оставил",- писал о Кутузове Иван Андреевич, чем весьма помог полководцу, страдавшему от интриг тщеславного царя и придворной камарильи.
Одну из самых знаменитых басен Крылова "Волк на псарне" Кутузов прочитал перед фронтом солдат и офицеров. При словах: "Ты сер, а я приятель сед",- Кутузов приподнял фуражку и указал на свои седины. Громкое "ура" покрыло чтение этой басни.
Крылов и далее помогал народному герою, выпуская такие басни, как "Обоз", в которой оправдывал его мудрую осторожность, "Щука и кот", где язвительно вывел царского приспешника адмирала П. В. Чичагова, упустившего из-за нежелания выполнить кутузовский приказ возможность пленения самого Наполеона.
Баснописец становится чрезвычайно популярным и в армии и в народе. Народ понял и полюбил его басни.
В эпоху Отечественной войны 1812 года произошел подъем народного самосознания, и вместе с тем возрос интерес к вопросам искусства и литературы. Самые широкие слои населения стали ощущать нужду в печатном слове, потянулись к книге. Передовая часть общества прониклась глубочайшими симпатиями к народу. Занималась заря деятельности дворянских революционеров-декабристов.
Такова была политическая обстановка, когда И. А. Крылов счел возможным выпустить свою новую книгу. Он охотно принял помощь царедворца А. Н. Оленина, который выхлопотал для него царскую субсидию на издание. В письме А. Е. Измайлова к Н. Ф. Грамматину (13 января 1813 года) можно прочитать такие строки: "Крылов на новое издание своих басен получил от государя через предстателя своего Оленина четыре тысячи рублей"28.
Ниже, при описании следующего иллюстрированного издания крыловских басен, вышедшего в свет через десять лет, в 1825 году, об этой "помощи" Оленина Крылову будет рассказано более подробно. Пока же достаточно сказать, что А. Н. Оленин составил смету издания новой книги, сам пригласил художников-иллюстраторов, следил за гравированием их рисунков. Каждую гравированную картинку в книге он метил своей монограммой "А. О.", обозначавшей, что гравирование прошло под его руководством.
Тираж книги был намечен в 2000 экземпляров, из которых сто - на веленевой бумаге, какая-то небольшая часть - на бумаге простой, но со всеми гравюрами и все остальные - без гравюр вовсе, с одной заглавной виньеткой29.
По опыту В. С. Сопикова (No 12832) цена книги была помечена: "На веленевой бумаге - 25 рублей, на обыкновенной - 15 рублей и то же, без картин - 8 рублей".
Подобное деление на три вида диктовалось отчасти особенностью медных гравировальных досок, которые большого тиража не выдерживали, "уставали" и начинали давать плохие отпечатки или изнашивались вовсе.
Содержание книги было разбито на три части. Цензурное разрешение получено 25 мая 1815 года, а поступили книги в продажу - две первых части около 1 декабря того же года, а последняя часть - в январе 1816 года.
В издание вошло 70 басен.
Мои экземпляр - из числа веленевых, "подносных". Переплетен в красный марокен, с золотым обрезом.
Имеется такой же экземпляр второго вида, в простом переплете, на обыкновенной бумаге, со всеми гравюрами, кроме одной: на странице 47 первой части - гравированная виньетка "Квартет" отсутствует. Очевидно лопнула гравировальная доска во время печатания первых экземпляров. Вместо виньетки набрано: "Конец первой части". Кроме того, на странице 21 третьей части почему-то выпало заглавие басни "Волк на псарне". Стоит просто номер "XV". В веленевых экземплярах есть и номер и заглавие. Во всем остальном - экземпляры идентичны.
Имеется у меня также экземпляр третьего, удешевленного вида, без гравюр вовсе, с одной заглавной виньеткой.
Следующее, еще более богато иллюстрированное издание басен 1825 года (оно будет описано отдельно, на своем месте) вышло в свет также в трех видах: на веленевой бумаге, с гравюрами, на бумаге простой, с гравюрами и экземпляры дешевые, без гравюр.
Тираж этих удешевленных (без гравюр) басен издания 1825 года был для своего времени громаден: десять тысяч экземпляров. Из них, веленевых, вероятно, всего сто, а с гравюрами, но на простой бумаге - экземпляров двести-триста.
Интересно отметить, что дешевые (без гравюр) экземпляры басен издания 1815 и в особенности 1825 года встречаются сейчас значительно реже, чем экземпляры второго и первого видов (с гравюрами). В. А. Верещагин, описывая эти книги в своем справочнике, сообщает: "Обе они (1815 и 1825 годов) были изданы, по всей вероятности, в весьма ограниченном количестве экземпляров и в тех, весьма редких случаях, когда они попадаются в продаже, оказываются большей частью переплетенными в современный изданию сафьяновый переплет с золотым обрезом"30.
все-таки встречались и нет ни одного более или менее значительного собрания книг, где бы они не стояли на полке.
Другое дело - простые безгравюрные экземпляры. Несмотря на значительный их тираж и более дешевую цену, они почти совсем исчезли с книжного горизонта. Находящийся у меня простой безгравюрный экземпляр басен издания 1825 года в обложке я имею все основания считать уникальным, так как подобного экземпляра я не нашел ни в одном государственном или частном собрании.
Объясняется это, конечно, тем, что дорогие, "с картинками" экземпляры предназначались для привилегированного сословия, имевшего библиотеки, в которых книги эти тщательно сохранялись.
Из этих библиотек они изредка попадали потом на книжный рынок и продолжали украшать коллекции других собирателей.
Басни Крылова без гравюр, дешевые, покупал народ, который читал их, зачитывал "до дыр", и книги эти в конце концов утрачивались, пропадали. Вот и получилось парадоксальное явление: экземпляры, отпечатанные в какой-нибудь сотне экземпляров,- найти можно, а экземпляры, оттиснутые в количестве десяти тысяч,- почти уникальны.
Как я уже говорил, мне посчастливилось: я имею оба эти издания во всех трех их видах.
Иван Андреевич Крылов знал, что книги его раскупаются мгновенно, и особенно интересовался тиражами именно простых, удешевленных изданий "для народа". О необыкновенном успехе этих изданий он говорил, что "басни его дают в руки детям, а дети не умеют беречь книг..."31