• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1896"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J L M N O P Q R S T U V X Z
    Поиск  
    1. Нечаева В. Крылов И. А.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    2. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 6
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    3. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 1
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    4. Ник. Смирнов-Сокольский. Нави Волырк. Библиографическая повесть об Иване Крылове (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    5. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 10
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    6. Письмо. Бюлеру Ф. А. 2—3 октября 1839 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    7. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 4
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    8. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 9
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    9. Н.Л. Бродский. Драматические произведения Крылова
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    10. Похвальная речь Ермалафиду
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Нечаева В. Крылов И. А.
    Входимость: 2. Размер: 15кб.
    Часть текста: - Стб. 686-695. КРЫЛОВ Иван Андреевич [1768-1844] - русский писатель. Р. в Москве в семье армейского офицера. Ранние годы К. протекали в убогой домашней обстановке, в богатых домах "покровителей", где он занимал положение среднее между лакеем и воспитанником, в мещанской уличной толпе, среди повытчиков и приказных губернского магистрата, куда он был записан на службу подканцеляристом девяти лет от роду. Обильное чтение, занятия самоучкой французским яз. заменили ему школу, В 1783 при содействии одного из "покровителей" К. удалось перевестись на службу в Петербург, где он принужден был на грошевое жалование содержать мать и брата. Жизнь в столице скоро вызвала в К. сильное увлечение театром и лит-рой, и у него завязались знакомства в актерской (Дмитревский) и писательской среде. После первых лит-ых попыток в драматическом роде К. всецело отдается журнальной деятельности. Резкая сатирическая направленность его пьес и журнальных статей, равно как и язвительные личные выпады против лиц, имевших власть в театральном и лит-ом мире (Соймов, Княжнин), доставили К. много врагов и побудили временно отойти от лит-ры. 1793-1806 К. проводит в провинции, предаваясь азартной карточной игре в сомнительных притонах, проживая в качестве не...
    2. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 6
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: объяснить своеобразие личности Крылова. Эти очерки представляют собой произведения особого мемуарно-критического жанра, где личные воспоминания автора сочетаются с историко-литературным анализом деятельности поэта. Оценка Плетневым судьбы Крылова продиктована как политической благонамеренностью мемуариста, так и всей его жизненной позицией, основанной на идее морального самосовершенствования. ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ Очерк был написан Плетневым сразу после смерти Крылова и впервые опубликован в "Современнике" (1845, т. XXXVII, с. 33-77). По поводу этого очерка Плетнев 12 марта 1849 года писал Я. К. Гроту: "Я писал эту статью под влиянием первых впечатлений, принятых моею душою вместе с известием о смерти поэта. Конечно, тут вкралось несколько недосмотров, но свежести, движения и жизни более, нежели в полной биографии". Несколько дней спустя Плетнев добавляет: "...О Крылове всякий бы, кто хоть несколько знал его, написал интересный рассказ. Это было лицо в высшей степени но всему, как говорится, рельефное" ("Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым", т. III. СПб., 1896, с. 398, 400). 1 В детском журнале "Звездочка" (1844, No 1), издававшемся А. О. Ишимовой, была напечатана биография Крылова, написанная Е. А. Карлгоф отчасти со слов самого Крылова. (См. ее воспоминания о Крылове, с. 279.) Страницы биографии, посвященные молодости Крылова, на которые далее ссылается Плетнев, содержат ряд подробностей, повторенных позднейшими биографами поэта: "Дух авторства прежде всего проявился у Крылова в драматическом роде. В голове его вертелись греческие герои, римские полководцы; но это были еще неясные образы, он не умел сладить с ними. Первым драматическим опытом его была опера под названием...
    3. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 1
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: Олениных, в театре и в других местах, затем возобновилось и перешло в постоянное дружеское общение после возвращения Пушкина из ссылки в Петербург, особенно в 1830-е годы, хотя их литературные позиции и личные симпатии не во всем совпадали. В 1820 году Крылов выступил с эпиграммой но поводу критической статьи А. Ф. Воейкова о поэме "Руслан и Людмила" ("Сын отечества", ч. 64, No 38, с. 233). Напрасно говорят, что критика легка. Я критику читал "Руслана и Людмилы". Хоть у меня довольно силы, Но для меня она ужасно как тяжка! Эту эпиграмму, еще не зная, что автор ее Крылов, Пушкин процитировал в письме Н. И. Гнедичу 4 декабря 1820 года, говоря о нападках Воейкова: "Согласен со мнением неизвестного эпиграммиста - критика его для меня ужасно как тяжка". Выражение "тяжкие критики" Пушкин употребляет и в другом письме Гнедичу (чернов.) 29 апреля 1822 года. В письмах периода ссылки и позже Пушкин часто сочувственно упоминает Крылова, цитирует его басни - "Демьянова уха", "Вороненок", "Совет мышей", "Орел и Пчела" и другие, а в письме Вяземскому 14-15 августа 1825 года вспоминает комедию Крылова "Урок дочкам": "Мой милый, поэзия твой родной язык, слышно по выговору, но кто ж виноват, что ты столь же редко говоришь на нем, как дамы 1807 года на славяно-росском. И нет над тобою как бы некоего Шишкова или Сергея Глинки или иной няни Василисы, чтоб на тебя прикрикнуть: извольте-де браниться в рифмах, извольте жаловаться в стихах..." Утверждение первостепенного непреходящего значения "сатирических притч" Крылова в отечественной словесности занимает важное место в литературной борьбе Пушкина, в частности, в его полемике с Вяземским о Крылове и Дмитриеве, и несомненно указывает на значение...
    4. Ник. Смирнов-Сокольский. Нави Волырк. Библиографическая повесть об Иване Крылове (примечания)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    Часть текста: ежемесячное издание, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами. Печатано с дозволения указного. Спб., 1789. Ч. I-II. Ч. I. 8 ненум., V, 302 с., ч. II. 6 ненум., 320 с. 8®. 10 И. А. Крылов. Исследования и материалы. М.: Огиз, 1947. Статья Д. Благого "Сатирическая проза Крылова", с. 11. 11 Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами. Ч. I-IV. С дозволения Спб. цензуры. Спб., печатано в Имп. типографии, 1802 года. Ч. I. Загл. л., IV, 178 с.; ч. II. Загл. л., 2 ненум., 181 с.; ч. III. Загл. л. 186 с., 2 ненум. с.; ч. IV. Загл. л., 180 с., 2 ненум. с. 12®. 12 М., 1954. (Моск. гос. библиотеч. ин-т). См. также: Полонская И. К биографии И. А. Крылова. Труды (Гос. б-ка СССР им. Ленина), т. 2, 1958, с. 67. 13 Ода всепресветлейшей державнейшей великой государыне Екатерине Алексеевне самодержице всероссийской на заключение мира России со Швецией, которую всеподданнейше приносит Иван...
    5. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 10
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    Часть текста: расхождения в эстетических взглядах, сказавшиеся при их разговоре по поводу "Горя от ума". Крылов, разочаровавшись в возможности осуществить идеалы Просвещения, тем не менее полагал их вполне справедливыми. В частности, он настаивал на прямой связи искусства и морали, хотя в собственных его баснях эта связь была обычно лишь иронической. П. А. Вяземский - А. И. Тургеневу Печатается по изданию: Остафьевскнй архив кн. Вяземских, т. I, 1899, с. 58, т. III, 1899, с. 281. 1 Речь идет об одном из писем Тургенева из Парижа. В 1836 г. Пушкин публиковал заграничные письма Тургенева в "Современнике" под названием "Хроника русского". П. А. Вяземский - А. А. Бестужеву Печатается по изданию: "Русская старина", 1888, т. 11, с. 329-330. 1 Об отклике Булгарина на статью Вяземского "Известие о жизни и стихотворениях И. И. Дмитриева" (см. с. 416), П. А. Вяземский - А. С. Пушкину Печатается по изданию: Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13, с. 238. 1 А. О. Орловского - рисовальщика и литографа - Вяземский называет как пример художника, посвятившего себя изображению преимущественно сцен народной жизни и народных типов. П. А. Вяземский - В. Ф. Вяземской Печатается по изданию: "Литературное наследство", т. 58. М., 1952, с. 74, 76, 77, 78, 79; т. 16-18. М., 1934, с. 808. 1 Осажи - индейцы; в 1827 г. в Париже нескольких осажей показывали за деньги. 2 Пушкин жил в это время в петербургской гостинице Демута на набережной Мойки. П. А. Вяземский - Д. П. Северину Печатается по изданию: "Русская старина", 1896, т. 85, No 1, с. 88. 1 Видимо, Вяземский послал Северину стихи или документы, связанные с юбилеем Крылова. 2 И. И. Дмитриев умер 3 октября 1837 г. А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому Печатается по изданию: Пушкин. Полн. собр. соч., т. 13,...
    6. Письмо. Бюлеру Ф. А. 2—3 октября 1839 г.
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: Бюлеру Ф. А. 2—3 октября 1839 г. 25 Ф. А. БЮЛЕРУ 2—3 октября 1839 г. Как много ручейков текут так тихо, гладко И так журчат для сердца сладко Лишь только оттого, что мало в них воды. Благодарю за честь, которую вы делаете мне, милостивый государь. Я с удовольствием служу вам сими немногими строчками. Ваш покорный слуга И. Крылов. <На обороте: > Милостивому государю барону Ф. Бюлеру. Примечания 25 Ф. А. БЮЛЕРУ Местонахождение автографа, хранившегося в Московском главном архиве иностранных дел, куда он поступил от самого Ф. А.Бюлера, бывшего с 1873 г. его директором, в настоящее время неизвестно. Печатаем по тексту первой публикации в «Известиях отделении русского языка и словесности Академии наук» (1905 г., т. X, кн. 2, стр. 235—236). На письме Крылова рукой Ф. А. Бюлера вслед за строками из басни помечено время получения: «3 октября в 10 ч. у.». Барон Федор Андреевич Бюлер (1821—1896) — сын сенатора А. Я. Бюлера, археограф, дипломат, правовед. В 1841г. Ф. А. Бюлер окончил петербургское Училище правоведения. 2 октября 1839 г. 17-летний юноша, который «с детства имел страсть к собиранию коллекций автографов, монет, медалей, печатей, фамильных документов и в 30-е годы имел особый альбом, в который собирал все автографы» (см. «Наши знакомые». Альбом М. И. Семевского, 1888 г., СПб., стр. 288, 292), обратился к И. А....
    7. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 4
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    Часть текста: Примечания. Часть 4 Д. Н. СВЕРБЕЕВ Свербеев Дмитрий Николаевич (1799-1874) - в молодости чиновник и дипломат, затем хозяин известного московского литературного салона. В конце 1810-х годов по приглашению своего сослуживца чиновника А. И. Пономарева стал посетителем литературных вечеров в его доме. Литературные вечера у С. Д. Пономаревой упоминают и авторы других мемуаров (см.: А. И. Дельвиг. Полвека русской жизни. Мои воспоминания, т. I. М., 1928; В. И. Панаев. Воспоминания. - "Вестник Европы", 1867, сентябрь; см. также: В. П. Гаевский. Дельвиг. - "Современник", 1854, No 1; Н. В. Дризен. Литературный салон двадцатых годов... - "Ежемесячное литературное приложение к "Ниве", 1894, No 5, с. 2-26). Восторженные стихи посвятили С. Д. Пономаревой А. Е. Измайлов и А. А. Дельвиг. Стихи в ее альбом писали также Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Гнедич, А. Д. Илличевский и другие поэты. В салоне Пономаревой было учреждено шуточное литературное общество "Сословие друзей просвещения", членами которого были А. Е. Измайлов, В. И. Панаев, Д. М. Кня-жевич, В. М. Княжевич, О. М. Сомов, П. Л. Яковлев и другие. В альбоме Пономаревой сохранился автограф басни Крылова "Лебедь, Щука и Рак". ИЗ "ЗАПИСОК" Мемуары были написаны Свербоевым в конце жизни и завершены в 1869 году. Публикуемые страницы печатаются по изданию. - "Записки Д. Н. Свербеева...
    8. И. А. Крылов в воспоминаниях современников. Примечания. Часть 9
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: знакомство Николая Михайловича Карамзина (1766-1826) с Крыловым относится, вероятно, ко времени пребывания Крылова в Москве в середине 1790-х годов. В начале 1790-х годов в своих журналах "Зритель" в "Санкт-Петербургскнй Меркурий" Крылов выступил как литературный противник Карамзина и его "Московского журнала". В частности, в "Санкт-Петербургском Меркурии" был напечатан направленный против Карамзина сатирический памфлет Крылова "Похвальная речь Ермалафиду". Крылов, подобно многим литераторам его круга, высмеивал преромантические "вольности" карамзинского стиля и обличал разрыв Карамзина с идеологией Просвещения, Позднее, в 1796 году, в альманахе Карамзина "Аониды" (ч. 1) были напечатаны стихотворения Крылова "Вечер" и "Подражание 37-му псалму". В 1810-1820-х годах Крылов и Карамзин встречались в Петербурге. Печатается по изданию: "Письма П. М. Карамзина И. И. Дмитриеву". СПб., 1866, с. 17, 33. 1 Ф. О. Туманский - писатель, журналист, сотрудник журнала "Зритель". В 1792-1794 гг. издавал в Петербурге журнал "Российский магазин". 2 О журнале Крылова и Клушина "Зритель" и связанных о ним полицейских преследованиях издателей см. во вступит, статье и коммент. к очерку М. Е. Лобанова (с. 378). Н. М. Карамзин - П. А. Вяземскому Печатается по изд.: "Старина и новизна", т. I, с. 141, 149. 1 Речь идет о болезни - параличе, - которую перенес Крылов в 1823 г. А. И. Тургенев - Н. И. Тургеневу С Александром Ивановичем Тургеневым (1784-1845) - чиновником, общественным деятелем, литератором, близким другом Жуковского, Вяземского,...
    9. Н.Л. Бродский. Драматические произведения Крылова
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: актеры и одновременно драматурги И. А. Дмитревский. П. А. Плавильщиков. Крылов пробовал свои силы в качестве актера: он играл в двух из своих пьес (в «Подщипе» и в комедии «Пирог»); он выступал в печати с театральными рецензиями и статьями о театре, в которых обнаружил свою большую осведомленность в европейской драматургии, четкое понимание просветительной задачи театра, высказал меткие замечания о драматургических жанрах, о сценических образах, о приемах актерской игры, о зрителях. По мнению Крылова, «театр есть училище нравов, зеркало страстей, суд заблуждения и игра разума» (Соч., т. I, стр. 250), действующие лица в пьесе должны быть «ближе к природе» (там же, стр. 398). Таким образом, реализм содержания и социальная направленность темы выдвигались Крыловым в его театральной эстетике как главенствующие стихии драматургии. Его пьесы своими отдельными сторонами отвечали его теоретическим взглядам. Как ни далека была от правды переживаний, от естественной жизненной ситуации ранняя трагедия Крылова, сочиненная по всем правилам «высокого штиля», она была полна «игры разума», разума века просвещения с его «судом» над тиранами. Превосходное знание русской действительности, ее социальных противоречий, ненависть к «дикому барству» и демократические симпатии, сочувствие к подневольной крестьянской массе отличали первый драматургический опыт Крылова («Кофейница»). Эволюция Крылова-драматурга шла именно в расширении круга наблюдений над русским бытом, в обогащении пьес...
    10. Похвальная речь Ермалафиду
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    Часть текста: я в истории о словесности; но как мы обязались благородною клятвою писать все и не читать ничего, то, не хвастаясь, скажу, что ни одного довода сделать я не в состоянии. Но к чему нам доводы? Мы сами не ясное ли доказательство неблагодарности читателей? Соединенные благородною ревностию просвещать свет, не даем мы отдыха типографщикам, а ослепленная публика на стихи наши жалуется, как египтяне на саранчу, коею небо хотело обратить их на путь истины. Книжные лавки ломятся от нашей прозы и стихов; но когда войдешь и посмотришь на полки, где лежат наши сочинения, то подумаешь, что это зараженные товары, до которых никто не смеет дотронуться, и они остаются в сей неволе, доколе табачники и разносчики не расхватят их по клочкам, а нечувствительная публика смотрит на то равнодушно, оставляя им терзать наши неподражаемые произведения. Плачевное предчувствие! скоро, я думаю, надобно будет прежде читать, нежели писать; надобно будет думать — слезы навертываются у вас на глазах, милостивые государи! Привыкшим писать, не думавши, такое порабощение словесности, конечно, для нас будет ужасно. И в чем же неумолимые сии критики полагают свободу словесных наук, если думают они, что писатель должен последовать правилам или читать авторов, дабы подражать их красотам? Нет, любезные слушатели: великий ум никогда ничему не следует. Не нужны ему ни правила древних, ни их творения; и он, не справляясь ни с какими книгами, садится за письменный столик, как скоро почувствует только позыв на письмо. Фразу свою кончит тогда, когда надобно перо обмакнуть в чернильницу; период тогда, когда нужно его перечинить; как же скоро пленяется он новым...