• Приглашаем посетить наш сайт
    Радищев (radischev.lit-info.ru)
  • И. А. Крылов в воспоминаниях современников.
    Примечания. Часть 4

    Оглавление
    Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Д. Н. СВЕРБЕЕВ

    Свербеев Дмитрий Николаевич (1799-1874) - в молодости чиновник и дипломат, затем хозяин известного московского литературного салона. В конце 1810-х годов по приглашению своего сослуживца чиновника А. И. Пономарева стал посетителем литературных вечеров в его доме. Литературные вечера у С. Д. Пономаревой упоминают и авторы других мемуаров (см.: А. И. Дельвиг. Полвека русской жизни. Мои воспоминания, т. I. М., 1928; В. И. Панаев. Воспоминания. - "Вестник Европы", 1867, сентябрь; см. также: В. П. Гаевский. Дельвиг. - "Современник", 1854, No 1; Н. В. Дризен. Литературный салон двадцатых годов... - "Ежемесячное литературное приложение к "Ниве", 1894, No 5, с. 2-26).

    Восторженные стихи посвятили С. Д. Пономаревой А. Е. Измайлов и А. А. Дельвиг. Стихи в ее альбом писали также Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер, Н. И. Гнедич, А. Д. Илличевский и другие поэты. В салоне Пономаревой было учреждено шуточное литературное общество "Сословие друзей просвещения", членами которого были А. Е. Измайлов, В. И. Панаев, Д. М. Кня-жевич, В. М. Княжевич, О. М. Сомов, П. Л. Яковлев и другие. В альбоме Пономаревой сохранился автограф басни Крылова "Лебедь, Щука и Рак".

    ИЗ "ЗАПИСОК"

    Мемуары были написаны Свербоевым в конце жизни и завершены в 1869 году. Публикуемые страницы печатаются по изданию. - "Записки Д. Н. Свербеева 1799-1826", т. I. M., 1899, с. 225-226.

    1 Идиллия Гнедича "Рыбаки" написана в 1821 г. и впервые напечатана в 1822 г. в журнале "Сын отечества" и затем отдельной брошюрой. Описание петербургской белой ночи в идиллии было особенно знаменито. Его упоминает и Пушкин в примечании к первой главе "Евгения Онегина": "Читатели помнят прелестное описание петербургской ночи в идиллии Гнедича..."

    2 Имеется в виду шуто-трагедия "Трумф, или Подщипа".

    В. А. ОЛЕНИНА

    Оленина Варвара Алексеевна (1802-1877) - дочь А. Н. и Е. М. Олениных. С детских лет видела Крылова в доме родителей и была его любимицей среди детей оленинского дома. Письма к ней Крылова приведены в очерке М. Е. Лобанова "Жизнь и сочинения И. А. Крылова" (см. с. 79-84).

    Первое знакомство Крылова с Алексеем Николаевичем Олениным относитя, вероятно, еще к 90-м годам XVIII века. Воспитанник кн. Е. Р. Дашковой, близкий к кругу Г. Р. Державина, Оленин был человеком широко образованным, историком, археологом, ценителем и знатоком искусства. С 1811 года Оленин был директором вновь открытой Публичной библиотеки, с 1817 года - президентом Академии художеств, одновременно занимая важные государственные должности. Гостеприимный дом Олениных Крылов начал регулярно посещать с 1805-1806 годов Теплые, дружеские отношения связывали его с хозяйкой дома Елизаветой Марковной Олениной, урожд. Полторацкой, и детьми д. Н. и Е. М. Олениных - Алексеем, Петром, Варварой и Анной. Дом Олениных на набережной Фонтанки у Семеновского моста, а позднее на набережной Мойки - один из центров культурной жизни Петербурга - постоянно посещали Пушкин, Жуковский, Вяземский, Гнедич, Батюшков, Озеров, виднейшие столичные ученые, художники, музыканты, актеры, в том числе К. Брюллов, Кипренский, М. Глинка, Яковлев, Шушерин. Можно было встретить здесь и будущих декабристов С. Трубецкого, М. Бестужева-Рюмина, Ф. Глинку, Н. Муравьева, С. Муравьева-Апостола. А. Н. Оленин был не только начальником Крылова по службе в Публичной библиотеке, но осуществлял своего рода надзор за литературной деятельностью поэта, стараясь приблизить его ко двору, принимал горячее участие в издании его книг.

    ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

    В 1867 г., в связи с приближением столетия со дня рождения Крылова, В. А. Олениной был написан мемуарный очерк о Крылове. Писарская копия очерка хранится в Рукописном отделе Гос. Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ф. 542, No 875). В настоящем издании впервые полностью публикуется первая часть очерка; во второй его части содержатся главным образом анекдоты о Крылове, которые повторены в более полной редакции в публикуемых в настоящем издании выдержках из "Записных книжек" В. А. Олениной. Отрывки из второй части очерка, дополняющие другие записи Олениной, приводим ниже (частично очерк и записные книжки Олениной использованы в работах: Н. Л. Степанов. И. А. Крылов. М., 1958; А. М. Гордин. Крылов в Петербурге. Л., 1970; см. также: "Вопросы литературы и фольклора". Воронеж, 1973, с. 215-216, 218).

    ОРИГИНАЛЬНОСТИ КРЫЛОВА

    Оригинальности, им самим мне рассказанные, были так наивны, что даже с некоторым негодованием на себя, чувствуя неприличность иных.

    Он был чрезвычайно скромен и стыдлив до конца жизни; легко можно было его заставить краснеть. Ненавидел непристойных женщин. От души уважал женщин с хорошими правилами и скромными и любил женское общество. Несравненно выше ставил женщин в сравнении мужчин касательно добродетели <...>!

    Возвратившись в Петербург, он сдружился с г. Татищевым, который на лето ехал в деревню и пригласил его с собой ехать, что он принял с удовольствием. Вдруг опять вздумалось Татищеву ехать с семейством в другую деревню, пригласил снова Крылова, который с своей стороны просил тут остаться, так как библиотека тут же находилась. Татищевы отправились месяца на три или более на юг, но неожиданно воротились немного ранее назначенного времени в первую деревню, въезжают в аллею, которая вела к дому, и что же видят - уже не Крылова, а сумасшедшего Крылова в виде какого-то чудовища, который, повернувшись к ним, вдали узнал их экипаж и во весь дух побежал домой. Дамы перепуганные запищали, завизжали: "Крылов сумасшедший, Крылов с ума сошел!" Татищев велел кучеру скорей нагнать его, но не успели. Он скрылся, однако не успел ничего на себя накинуть и уже Татищев его застал. Он говорит Татищеву: "Не бойся, я с ума не сошел, но подумать всякий это может; мне хотелось попробовать, каков человек в первобытном состоянии; не красив, нечего сказать; я отрастил волосы, усы, вообще все волосы и ногти на руках и ногах; как-то неловко, но надобно надеяться, что Адам покрасивее меня был". Говорили, что Татищев презабавно это рассказывал.

    ...Нанял он себе в доме Рибаса премилую квартиру к Летнему саду в нижнем этаже перед каналом, что пересекает сад. Занимался тогда музыкой и играл препорядочно. Играл он экзерсисы в жаркие дни и не любя (нрзб.) снова был в туалете in naturalibus. Ходя по двум комнатам, он играл на скрипке. Вдруг является полиция и просит от имени дам спускать у него шторы в то время, как он играет, что по саду (в этой части) гулять нельзя. Он и тут мне прибавил: "Не хорошо! что будешь делать; гадкая, блажная натура" <...>

    Его всячески старались опоить, у него даже были пари - он все выиграл, у него ударяло в ноги, но не в голову; богатырская была натура. Он объедался, но пить не любил. Вообще не развратные были у него вкусы <...>

    Он читал много и что еще более хорошо - про русский язык говорить нечего, - по он хорошо знал французский, немецкий, итальянский понимал. Натурально знал славянский. По-гречески выучился поздно, чтобы помогать Гнедичу в переводе "Илиады", и сцена была претрогательная, когда Гнедич и батюшка впервой узнали, что Крылов выучился греческому языку. В кабинете у батюшки съехались Крылов, Гнедич, профессор греческого языка Дестунис, который секретно учил Крылова хорошо выговаривать, он, кажется, верней выговаривал Гнедича. Зашел, натурально, разговор об "Илиаде", и поднялся спор. Крылов утверждал, что не так, и начал доказывать, читая в разных местах по-гречески. Гнедич оцепенел.

    1 Генерал-бас - сокращенный способ цифрового обозначения нот указанием на интервалы от самого низкого (басового) регистра.

    2

    3 Об отношениях Крылова с его младшим братом Львом Андреевичем см. приложение (с. 333-360).

    ИЗ "ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК"

    Заметки В. А. Олениной о Крылове в се "Записных книжках" относятся к 1866-1867 годам (Рукописный отдел Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ф. 542, No 876 и N 877). В настоящем издании впервые публикуются полностью (за исключением явных повторов и малоинтересных суждений автора).

    1 Об отношении Вяземского к Крылову и об истории написания басни "Прихожанин" (а не "Проповедник") - см. примеч. к воспоминаниям П. А. Вяземского (с. 416).

    2 См. примеч. к воспоминаниям Е. Н. Львовой (с. 372).

    3 Первая жена Г. Р. Державина, Екатерина Яковлевне, урожденная Бастидон, - "Пленира" державинских стихов - женщина незаурядная по отзывам многих современников. Умерла 15 июля 1794 г. Это единственное прямое свидетельство о раннем знакомстве Крылова с Державиным.

    4 Этот анекдот - один из целого ряда, фиксирующих иронический стиль поведения Крылова в отношении "высочайших особ" - яснее изложен П. И. Второвым. По его рукописи напечатан М. Ф. Де-Пуле: "Одно лето императорская фамилия жила в Аничковом дворце. Крылов, как известно, жил в доме императорской Публичной библиотеки, в которой занимал должность библиотекаря. Однажды покойный государь встретил Крылова на Невском.

    - А, Иван Андреевич! Каково поживаешь? Давно не видались мы с тобою! - сказал император.

    - Давненько, ваше величество, - отвечал баснописец, - а ведь, кажись, соседи!" ("Русская старина", 1870, т. 1, с. 471).

    5 Об истории написания и публичного чтения басни "Вельможа" см.: Из "Библиографических и исторических примечаний к басням И. А. Крылова" В. Ф. Кеиевича (с. 307).

    6 Другой вариант этого анекдота см. в очерке М. Е. Лобанова (с. 75).

    7 "Сб. статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Академии наук", т. 6. СПб, 1869, с. 34).

    8 В семье верноподданного Оленина очень остро переживали события 14 декабря. Среди участников восстания были добрые знакомые Оленина, посетители его салона; среди людей, причастных к тайным обществам, был сын Оленина - Алексей Алексеевич. В ночь после подавления восстания на Сенатской площади Николай I заставил Оленина сопровождать из дворца в крепость арестованных декабристов. На следующий день - 15 декабря - Оленин в письме к В. А. Олениной называл участников восстания "подлецами", а их выступление - "злодейством".

    Такого рода понятие о восстании 14 декабря, несомненно, имела и В. А. Оленина. В этом духе она интерпретирует и рассказ Крылова о виденных им эпизодах восстания.

    Ср.: описание дня 14 декабря у М. Е. Лобанова (с. 71-72).

    9 В архиве Оленина в Рукописном отделе Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина хранится текст комедии Н. И. Гнедича "Стихотворец в хлопотах", написанной специально для спектакля в день именин Е. М. Олениной 5 сентября 1815 г. Гнедич в пьесе играл роль поэта Стихоплеткина, Крылов - откупщика Дубинина. Там же хранится стихотворение Гнедича "В сей день, о день, питомцу муз изящный", посвященное Е. М. Олениной. Рукою А. Н. Оленина на том же листе сделана запись: "Хор, петый в Приютине 5-го числа сентября 1819 г. солистами: С. И. Муравьевым-Апостолом и кн. Пет. А. Голицыным; хористами: кн. II. Щербатовым, В. Аткинсоном, К. Н. Батюшковым, А. П. Полторацкой, А. А. Полторацкой, В. А. Олениной. Дирижировал Ив. А. Крылов" (см.: Г. П. Георгиевский. А. Н. Оленин и Н. И. Гнедич. Новые материалы из оленинского архива, с. 30).

    10 "Баллада". Для отгадывания целого сочинены были стихи, первые полторы строки в которых написал Жуковский, а остальные Пушкин.

    На автографе стихотворения "Баллада" рукою А. Н. Оленина написано: "Сочинено на случай рождения Елизаветы Марковны Олениной во 2-й день мая 1819 Жуковским и Пушкиным для шарады, изобретенной И. А. Крыловым, "Баллада". Приписка рукой В. А. Олениной: "Читал сам Жуковский во время шарады" (А. С. Пушкин. Полн. собр. соч., т. 2, с. 481, 1196).

    ИЗ "ПРИМЕЧАНИЙ К БАСНЯМ И. А. КРЫЛОВА"

    Впервые маргиналии В. А. Олениной на томе басен Крылова были напечатаны в "Литературном архиве, издаваемом П. А. Картавовым", СПб., 1902, с. 75.

    1 Анна Алексеевна Оленина.

    2

    Чем пел приятней и нежней,

    Тем стерегли его плотней.

    3 См.: Из "Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова" В. Ф. Кеневича (с. 306).

    А. А. ОЛЕНИНА

    ИЗ "ДНЕВНИКА (1828-1829)"

    Впервые приводимая запись опубликована в издании: А. А. Оленина. Дневник (1828-1829). Париж, 1936.

    1 В 1828 г. к Олениной сватался Пушкин, но получил отказ ее родителей.

    Об отношении Пушкина к Олениной, которой посвящены его стихотворения "Ее глаза", "Ты и вы", "Не пой, красавица, при мне" и другие, см. в воспоминаниях А. П. Керн (с. 151).

    А. П. КЕРН

    ИЗ "ВОСПОМИНАНИЙ О ПУШКИНЕ"

    "Воспоминания о Пушкине" были написаны Керн в конце 1850-х годов. Впервые напечатаны - "Библиотека для чтения", 1859, т. 154. Публикуемые отрывки воспроизводятся по изданию: А. П. Керн (Маркова-Виноградская). Воспоминания. Дневники. Переписка. М., 1974, с. 29-30, 42, 43, 45.

    1 28 декабря 1818 г. умерла Екатерина Павловна, сестра Александра I, королева Вюртембергская.

    2 Строки из басни Крылова "Осел и Мужик" (1819). О чтении Крыловым своих басен см. также в записках С. П. Жихарева (с. 119), в очерке П. А. Плетнева (с. 194). Булгарин в своих воспоминаниях свидетельствует об этом: "И. А. Крылов читал их превосходно, как никто никогда не прочтет, с каким-то особенным простодушием и наивностью, точно так, как они написаны".

    3 "Цыганы".

    4 Остроумные замечания Крылова подхватывались окружающими и передавались из уст в уста. Вот одно такое замечание, сохранившееся в памяти современников: "Однажды в обществе говорили о богатство А. И. Яковлева, имеющего более шести миллионов годового дохода: "Это уж чересчур много, - сказал Крылов, - все равно, если б я имел для себя одеяло с лишком в 30 аршин". (Исторические рассказы и анекдоты. Записки Богуславского. - "Русская старина", 1880, т. 27, с. 182).

    5 Речь идет об А. А. Олениной.

    Ф. Г. СОЛНЦЕВ

    Солнцев Федор Григорьевич (1801-1892) - художник, академик живописи и археолог. Еще будучи студентом Академии художеств, Солнцев в качестве рисовальщика участвовал в археологических трудах А. Н. Оленина. На протяжении 1820-1830-х годов постоянно бывал в его доме.

    ИЗ ЗАПИСОК "МОЯ ЖИЗНЬ И ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ"

    "Русской старине", 1876, т. 15 и 16. Приведенные в настоящем издании отрывки: т. 15, No 3, с. 619-623.

    1 Знаменитый немецкий ученый и путешественник Александр Гумбольдт посетил Петербург в 1829 г., направляясь на Урал и в Сибирь для географических и геологических исследований.

    2 На рождество и на масленицу в Петербурге устраивали балаганы на Царицыном лугу, у Адмиралтейства, иногда на льду Невы.

    3 Картина Ф. А. Бруни "Медный змий" была выставлена для обозрения осенью 1841 г. сперва в одном из залов Зимнего дворца, а затем в Академии художеств.

    Ф. А. ООМ

    "ВОСПОМИНАНИЙ"

    Отрывки из мемуаров, публикуемые в настоящем издания, печатаются по кн.: Ф. А. Оом. Воспоминания (1826-1865). М., 1896, с. 6-7, 13-14, 18, 19.

    1 "Самым горячим поклонником матушки моей, - пишет Ф. А. Оом, - между известными личностями был К. Н. Батюшков, на которого, однако, к несчастью, эта любовь, не разделяемая матушкою, имела самое пагубное влияние, ибо была одною из причин сперва его меланхолии, потом умопомешательства". Батюшков посвятил А. Ф. Фурман стихотворение "Мой гений". К ней также сватался Н. И. Гнедич.

    2 В 1820 г. А. Ф. Фурман была вынуждена отправиться к отцу в Дерпт. Вскоре она вышла замуж за ревельского коммерсанта и возвратилась в Петербург. После смерти мужа поступила воспитательницей в Сиротский институт, затем была назначена его начальницей. Все это время она поддерживала тесные отношения с домом Олениных. Когда в 1838 г. была учреждена стипендия имени Крылова, Иван Андреевич избрал стипендиатом своего крестника Федора Оома, который получил образование сперва в гимназии, а затем в университете. Об отношении Крылова к А. Ф. Фурман см. также в очерке П. А. Плетнева (с. 230).

    А. Г. ВЕНЕЦИАНОВ

    Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) - художник, с 1812 года академик живописи. Был хорошо знаком со многими видными писателями эпохи. С Крыловым мог встречаться у А. Н. Оленина, Ф. П. Толстого и в других домах. "Ум и доброта его, - пишет об отце дочь художника, А. А. Венецианова, - привлекали к нему каждого; у него собиралось самое образованное общество художников и литераторов, все находили удовольствие проводить у него вечера... Наши даже семейные вечера посещал почтенный Василий Андреевич Жуковский, Иван Андреевич Крылов, Николай Васильевич Гоголь, Иван Андреевич Козлов, Кукольник и много других писателей и артистов, и все почти дарили свои сочинения с их лестными приветствиями и надписями, иные в печати, другие в рукописях". (А. А. Венецианова. Записки. - В кн.: "Алексей Гаврилович Венецианов. Статьи. Письма. Современники о художнике". Л., 1980, с. 218, 221.) Быть может, не случайно на картине Г. Чернецова "Парад на Царицыном лугу" Венецианов изображен рядом с группой писателей - Крыловым, Гнедичем, Жуковским и Пушкиным.

    <О КРЫЛОВЕ >

    Эти воспоминания были анонимно напечатаны в "Северной пчеле" (1847, No 22) со следующим предисловием: "Помещаем здесь два анекдота о Крылове: они близко выражают его добродушие и простоту нрава; рассказывал их приятель его, известный художник, живущий ныне в своем тверском поместье. Вот подлинные слова почтенного рассказчика". Среди известных петербургских художников первой половины XIX века только А. Г. Венецианов владел поместьем в Тверской губернии. С середины 1820-х годов он подолгу жил в своем имении Сафонково, где находилась основанная им художественная школа.

    П. А. КАРАТЫГИН

    Каратыгин Петр Андреевич (1805-1879) - комический актер, автор популярных водевилей. Имел обширные знакомства в литературном мире Петербурга. С его мемуарах, содержащих ценнейший материал для характеристики русской культурной жизни первой половины XIX века, рассыпано множество упоминаний о Крылове. Не складываясь в цельный "портрет", они, тем не менее, дают ясное понятие о том, сколь значительна была для современников фигура Крылова в общей картине литературной и театральной жизни эпохи.

    ИЗ "ЗАПИСОК"

    Свои мемуары Каратыгин писал в 1850-1870-х годах. Впервые полностью отдельной книгой опубликованы после смерти автора в 1880 году. Страницы, относящиеся к Крылову, воспроизводятся но изданию: П. А. Каратыгин. Записки. Л., 1970, с. 174, 215.

    1 "Тридцать лет, или Жизнь игрока" была в первый раз представлена на петербургской сцене 3 мая 1828 г. Главную роль исполнял В. А. Каратыгин.

    2 Комедия "Урок дочкам" (как и "Модная лавка") оставалась постоянно в репертуаре императорской сцены до конца 1820-х годов; время от времени ставилась и позже - в 1830- 1860-х гг.

    Спектакль, о котором идет речь, состоялся, вероятно, в начале или в середине 1820-х годов (Е. С. Семенова оставила сцепу в конце 1826 г.). Известно, что Семенова и Самойлова впервые играли в "Уроке дочкам" 11 декабря 1822 г.

    А. М. КАРАТЫГИНА

    Каратыгина Александра Михайловна, урожд. Колосова (1802-1880) - известная трагическая актриса, жена премьера Петербургской сцены В. А. Каратыгина. Была знакома со многими виднейшими писателями эпохи - помимо Крылова, с Пушкиным, Грибоедовым, Жуковским.

    ИЗ "ВОСПОМИНАНИЙ"

    "Русского вестника". Страницы, относящиеся к Крылову, воспроизводятся по изданию: А. М. Каратыгина. Воспоминания. Мое знакомство с Пушкиным. Полемические заметки (в кн.: П. А. Каратыгин. Записки, т. II. Л., "Academia", 1930, с. 132-135, 137).

    1 В течение нескольких лет В. А. Каратыгин и его будущая жена А. М. Колосова учились актерскому искусству у поэта и драматурга, видного театрального деятеля эпохи П. А. Катенина. Об отношениях Катенина и Крылова см. коммент. к выдержкам из "Записных книжек" П. А. Вяземского (с. 423).

    2 Так называемый "Красный кабачок" - трактир в нескольких верстах от Петербурга по Петергофской дороге - был излюбленным местом загородных увеселений. Здесь часто давали торжественные обеды и приемы по случаю встреч или проводов лиц, возвращавшихся в столицу и покидавших ее.

    О знакомстве Крылова с Е. И. Кутузовой см. также в записках И. П. Быстрова (с. 241).

    ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ "МОЕ ЗНАКОМСТВО С А. С. ПУШКИНЫМ"

    те изданию, с. 283-284.

    1 "Бориса Годунова" у Каратыгиных, вероятно, в начале 1830 г.

    Оглавление
    Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Раздел сайта: