• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • И. А. Крылов в воспоминаниях современников.
    Примечания. Часть 6

    Оглавление
    Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    П. А. ПЛЕТНЕВ

    Плетнев Петр Александрович (1792-1865) - литературный критик, поэт, профессор российской словесности и ректор Петербургского университета. На протяжении многих лет человек близкий Пушкину, Жуковскому, Дельвигу, Вяземскому, Гоголю. После смерти Пушкина издавал журнал "Современник". В своих критических статьях Плетнев высоко оценивал Крылова-поэта, а в биографических очерках о нем стремился объяснить своеобразие личности Крылова. Эти очерки представляют собой произведения особого мемуарно-критического жанра, где личные воспоминания автора сочетаются с историко-литературным анализом деятельности поэта. Оценка Плетневым судьбы Крылова продиктована как политической благонамеренностью мемуариста, так и всей его жизненной позицией, основанной на идее морального самосовершенствования.

    ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

    Очерк был написан Плетневым сразу после смерти Крылова и впервые опубликован в "Современнике" (1845, т. XXXVII, с. 33-77). По поводу этого очерка Плетнев 12 марта 1849 года писал Я. К. Гроту: "Я писал эту статью под влиянием первых впечатлений, принятых моею душою вместе с известием о смерти поэта. Конечно, тут вкралось несколько недосмотров, но свежести, движения и жизни более, нежели в полной биографии". Несколько дней спустя Плетнев добавляет: "...О Крылове всякий бы, кто хоть несколько знал его, написал интересный рассказ. Это было лицо в высшей степени но всему, как говорится, рельефное" ("Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым", т. III. СПб., 1896, с. 398, 400).

    1 В детском журнале "Звездочка" (1844, No 1), издававшемся А. О. Ишимовой, была напечатана биография Крылова, написанная Е. А. Карлгоф отчасти со слов самого Крылова. (См. ее воспоминания о Крылове, с. 279.) Страницы биографии, посвященные молодости Крылова, на которые далее ссылается Плетнев, содержат ряд подробностей, повторенных позднейшими биографами поэта:

    "Дух авторства прежде всего проявился у Крылова в драматическом роде. В голове его вертелись греческие герои, римские полководцы; но это были еще неясные образы, он не умел сладить с ними. Первым драматическим опытом его была опера под названием "Кофейница", которую он привез с собою в Петербург, когда мать его приехала туда хлопотать о пенсии. Он узнал от кого-то, что есть в Петербурге типографщик Брейткопф, чрезвычайно любящий музыку; отыскал его, принес ему свою оперу и предложил купить ее. Для страстного любителя, каким был Брейткопф, довольно было одного названия оперы, чтобы но отвергнуть ее. Он предложил 60 рублей, по Крылов наместо денег попросил книг. Для такого молодого человека, каким был Крылов, это предложение было замечательно и доказывало уже, чего впоследствии можно было ожидать от него. Но выбор был еще замечательнее. Он взял Расина, Мольера, Буало <...> Питаясь чтением французских классиков, наш Крылов задумал сам написать трагедию и сочинил "Клеопатру". Он показал ее Дмитревскому, пламенно любившему драматическое искусство, сделавшему много для него и принимавшему живое участие в каждом, кто шел по этому любимому им поприщу. Он тотчас заметил дарование в Крылове, ободрил его и, хотя "Клеопатра" была исполнена недостатков, по Дмитревский обещал сделать для нее все, что мог, и прежде всего взялся сам прочесть ее. Крылов жил тогда с матерью в Измайловском полку, Дмитревский - на Гагаринской пристани. Несмотря на огромное расстояние, молодой автор почти каждый день являлся к своему покровителю. Но проходили недели за неделями, месяцы за месяцами, а Крылов все не знал еще об участи своей трагедии, даже не видел самого Дмитревского, который то не мог принять ого, то не бывал дома. Наконец они свиделись. Дмитриевский откровенно высказал свое мнение о "Клеопатре" и предложил прочесть ее вместе. Крылов чрезвычайно обрадовался этому предложению, с благодарностью принимал все замечания, слушал советы, и это продолжительное чтение, в котором обдумывался каждый стих, взвешивалось каждое выражение, служило Крылову полным курсом словесности и драматического искусства".

    2 В т. IX "Современника" за 1838 г. была напечатана статья Плетнева "Праздник в честь Крылова".

    3 В печатном тексте "Записок" С. Н. Глинки (СПб., 1895) страницы, приводимые Плетневым, отсутствуют. В своих мемуарах Глинка, однако, неоднократно упоминает о знакомстве с Крыловым и его сотоварищем по изданию журналов "Зритель" и "Санкт-Петербургский Меркурий" А. И. Клушиным. Рассказывая о своем московском приятеле Ф. Г. Карине, у которого он познакомился с Крыловым, Глинка пишет:

    "Служа в молодости своей в гвардии, он отличался в блестящих обществах ловкостью обращения и остротою ума. И в Петербурге, и в Москве был он в связи со всеми современными писателями, кроме Дмитриева и Карамзина <...> На обедах у Карина познакомился я с Крыловым, известным тогда по изданию только "Зрителя". Будучи учеником Я. Б. Княжнина по Пажескому корпусу и поддерживая с драматургом дружеские отношения до конца его жизни, Глинка, видимо из первых рук, получил сведения об отношениях Княжнина и Крылова. Он пишет: "Баснописец наш Иван Андреевич Крылов, окончив воспитание в Тверском училище, приехал в Петербург круглым сиротой. Княжнин дал ему приют в своем доме и первый открыл ему поприще тогдашней словесности, но он об этом никогда но говорил. Ознакомясь с Петербургом, Крылов оставил Княжнина и шутливым пером в комедии своей "Таратор" описал в смешном виде домашний быт своего хозяина" (с. 75, 87).

    Крылов, сколько известно, не учился в Тверском училище, а в Петербург приехал вместе с матерью. Комедии "Таратор" у Крылова нет. Глинка явно имеет в виду комедию "Проказники" (Таратора - одно из главных действующих лиц этой комедии), где Крылов действительно вывел Княжнина под именем Рифмокрада, и не только в смешном, но и в крайне неприглядном виде изобразил его семейную жизнь.

    Сообщение Глинки о знакомстве Крылова с Княжниным подвергалось сомнению на основании следующей фразы в письме-памфлете Крылова, адресованном Княжнину. "Я надеюсь, - пишет Крылов после краткого пересказа содержания "Проказников", - что вы, слича сии характеры с вашим домом, хотя мысленно оправдаете мою комедию и перестанете своими подозрениями обижать человека, который не имеет чести быть вам знакомым". Однако, вежливое по форме, письмо Крылова насквозь иронично. Он якобы хочет уверить Княжнина, что комедия не имеет к нему никакого отношения, а на деле всячески уязвляет самолюбие своего противника. Быть может, и утверждение Крылова, что он не знаком с Княжниным - тоже лишь иронический прием. О близком их знакомстве - по-видимому, независимо от Глинки - пишет и П. А. Плетнев (см. с. 211), а также В. Г. Анастасевич (см. вступит, статью).

    Крыловские "Проказники", однако, но только факт литературных взаимоотношений Крылова и Княжнина, но и факт тогдашней острой литературной борьбы, тесно связанный с другими ее эпизодами. Еще в 1781 г. на петербургской сцене была поставлена пьеса Н. П. Николева "Самолюбивый стихотворец", прямо задевавшая Княжнина и его жену. В начале 1780-х гг. борьба между двумя ведущими драматургами эпохи - Княжниным и Николевым - и их приверженцами порождает целую серию злых эпиграмм, басен, сатир. В начале 1790-х годов Н. П. Николев становится сотрудником крыловских журналов, между Николевым, жившим в Москве, и Крыловым и Клушиным завязывается переписка. К ближайшему окружению Николева принадлежал и Ф. Г. Карин, упоминаемый Глинкой как приятель Крылова. Подробнее о литературной борьбе начала 1780-х годов, продолжением которой были крыловские "Проказники", см.: В. Степанов. К истории литературных полемик XVIII века ("Обед Мидасов"). - В кн.: "Ежегодник Рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, 1976", Л. 1978, с. 131-146. О конфликте Крылова с Княжниным см. также: "Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества". Л., 1975, с. 28-38.

    В "Газетных заметках" ("Северная пчела", 1857, No 147), содержащих ряд свидетельств мемуарного характера, II. И. Греч писал о комедии "Проказники": "О происхождении этой комедии слыхали мы следующее. Крылов был вхож в доме одного драматического писателя, человека с умом и дарованием, но подвергавшегося упрекам в заимствовании многого из пиес французского театра. Жена его, женщина умная, бойкая, дочь другого знаменитого трагика, невзлюбила за что-то Крылова, юношу тихого, кроткого и, как нам сказывали сверстники его, худощавого и застенчивого. Для усовершенствования своего во французском языке и для изучения итальянского он переводил онеры. "Что вы получили, - спросила однажды эта барыня у Крылова, - за ваши переводы?" - "Мне дали свободный вход в партер". - "А сколько раз вы пользовались этим правом?" - "Да раз пять". - "Дешево же! Нашелся писатель за пять рублей!" Крылов оскорбился этим отзывом, не отвечал, но решился отомстить и написал комедию "Проказники", в которой выставил мужа ее, назвав его Рифмокрадом, а ее вывел под именем Тараторы. Разумеется, на их счет наплетено было много вздору. Другие лица были поэт Тянислов (сколько известно, Карабанов) и доктор Ланцетин. Под этим именем вывел Крылов знакомца их дома доктора Виена - "Viens, mon ami!" {Иди, мой друг! (фр.).} - говорит ему Тянислов. Есть еще какая-то взбалмошная княжна Тройкина, выведенная, видно, для того только, чтоб можно было сказать: "Это портрет княжнин". В собрании сочинений Крылова при этой комедии отмечено, что она была играна в 1793 году. Это ошибка. Писатель, на которого Крылов в ней метил, умер в начале 1791 года. По смерти его комедия лишилась всего интереса".

    4 Имеется в виду И. Г. Рахманинов.

    5 Речь идет о журнале Крылова и Клушина "Зритель".

    6 Журнал П. И. Шаликова назывался "Московский зритель".

    7 На первое издание басен Крылова в "Вестнике Европы" (1809, ч. 45, No 9) Жуковский отозвался статьей "Басни Ив. Крылова".

    8 "Русского вестника" был С. Н. Глинка. В No 6 журнала за 1809 г., с. 388-395, напечатана рецензия "Басни Ивана Крылова".

    9 В 1828 г. в Москве вышел перевод басен Крылова на французский язык И. Маскло: Fables de I. Krylof. Traduites du Russe d'apres 1'odition complete de 1825. Par Hippolyte Masclet. Moscou <...> 1828.

    10 Поэт Николай Михайлович Шатров - московский литератор, с которым Глинка познакомился в середине 1790-х гг. Он был ближайшим другом Н. П. Николева. Упоминание о нем как о старом общем приятеле - еще одно косвенное свидетельство близости Крылова в 1790-х гг. к николевскому кругу.

    11 В своей статье "Граф Александр Сергеевич Строганов" ("Современник", 1843, т. XXXI, с. 121-142) II. А. Плетнев писал: "До сих пор самое трогательное о нем воспоминание сохраняется в устах и сердце Ивана Андреевича Крылова, который между нами один остался знаменитым представителем тех времен". О своих встречах с Крыловым в доме С. В. Строгановой - вдовы сына А. С. Строганова - сообщает в своих "Рассказах о Крылове" Н. М. Колмаков (см. с. 260).

    12 Басню "Похороны" Крылов читал в торжественном собрании Публичной библиотеки 2 января 1817 г.

    13 О пребывании А. Гумбольдта в Петербурге см. коммент. к воспоминаниям Ф. Г. Солнцева (с. 407).

    14 Стихотворение "Алексею Николаевичу Оленину при доставлении последнего издания басен" ("Прими, мой добрый Меценат...") было написано на экземпляре басен 1825 г., подаренном Оленину Крыловым, а затем опубликовано в "Северных цветах" на 1828 год (об автографе стихотворения см.: "Литературное наследство", т. 58, с. 999).

    15 "Письма Эрнеста и Доравры", роман Ф. А. Эмина (1766).

    16 О деятельности Крылова-библиотекаря см.: С. М. Бабинцов. И. А. Крылов. Очерк его издательской и библиотечной деятельности. М., 1955.

    Дельвиг служил помощником Крылова в 1821-1825 гг. Они на протяжении нескольких лет поддерживали отношения не только служебные. Крылов посещал литературный салон Дельвига и был постоянным сотрудником издававшегося Дельвигом альманаха "Северные цветы", а также "Литературной газеты", выходившей в 1830 г. под редакцией Дельвига и Пушкина. "На этих дружеских вечерах, - писал о литературных собраниях у Дельвига В. П. Гаевский, - быть может, еще памятных некоторым из наших читателей, встречались Крылов, Жуковский, Гнедич, Измайлов, Сомов, П. Яковлев (более известный под именем Лужницкого старца - псевдоним, под которым скрывался и Каченовский), кн. Вяземский, Плетнев; многие из лицейских товарищей Дельвига: Илличевский, М. Л. Яковлев, М. Д. Деларю, кн. Д. А. Э<ристов>, и многие другие. Одни из величайших поэтов нашего времени, М<ицкевич> оживлял эти беседы своими чудными рассказами..." (В. П. Гаевский. Дельвиг. Статья 4-я. - "Современник", 1854, сент., отд. III, с. 7).

    17 Более подробное изложение того же анекдота см. в заметках В. М. Княжевича (с. 136).

    18 Картина "Собрание у В. А. Жуковского" была написана в 1830-х гг. учениками А. Г. Венецианова - Г. К. Михайловым, А. Н. Мокрицким и другими.

    19 См. коммент. к текстам Пушкина (с. 367).

    20 См. с. 223.

    21 "Одиссеи" Гомера, выполненный Крыловым (с. 237). Среди рукописей Крылова сохранились отрывки сделанных им переводов из "Жизнеописаний" Плутарха и "Государства" Платона. Переводы эти, судя по всему, не предназначались для печати (см.: В. В. Каллаш. Переводы И. А. Крылова из Плутарха и Платона. СПб., 1905).

    22 Из поэтических описаний Приютина наиболее известно стихотворение К. П. Батюшкова "Послание к А. И. Тургеневу", написанное между октябрем 1817 г. и ноябрем 1818 г.

    В 1820 г. Гнедич написал стихотворение "Приютино", опубликованное в 1821 г. в "Сыне отечества" и тогда же отдельной брошюрой.

    23 В периодическом издании "Чтение в Беседе любителей русского слова" были напечатаны басни "Кот и повар", "Раздел", "Лжец", "Заяц на ловле" и многие другие.

    24 Стихотворение Гнедича "К И. А. Крылову, приглашавшему меня ехать с ним в чужие края" помечено "Приютино, 1821". Тогда же напечатано в "Сыне отечества", ч. LXXIII, No 43, с. 127.

    25 "Желание великой княгини было исполнено. Картина, представляющая кабинет Крылова, находится во дворце ее высочества. Кстати заметим, что у покойного И. П. Вольского (академик и преподаватель рисования в Первом кадетском корпусе, а потом в Первой С.-Петербургской военной гимназии) мы видели картину его собственной работы, изображающую комнату в Приютине над банею, где летом живали Крылов и Гнедич, когда посещали своего патрона. В этой комнате, по рассказу И. П. Вольского (проведшего свою юность в доме Оленина), оба они писали очень много" (В. Ф. Кеневич. Библиографические и исторические примечания к басням Крылова, изд. 2-е, с. 329-330). Здесь же Кеневич приводит следующую записку Оленина от 15 февраля 1838 г.: "Вот молодой наш художник, академик 1-й степени Ухтомский, которому г. министр нар. проев. С. С. Уваров поручил списать кабинет или гостиную Ивана Андреевича Крылова. Прошу допустить художника до исполнения данного ему поручения. Всего бы лучше снять вид той комнаты, где он трудился над своими баснями. (Приписка сбоку:) Можно И<вана> А<ндреевича> представить пишущего за столиком во время поэтического вдохновения?" и записку от Жуковского Крылову: "Великая княгиня Мария Николаевна хочет, чтобы ты написал себя в своем кабинете в том благолепном виде, в каком одна только муза тебя видит, то есть в шлафроке, и чтоб кабинет был точно таким представлен, каков он бывает ежедневно". Местонахождение этих картин в настоящее время неизвестно.

    26 О публикации басни "Вельможа", первоначально запрещенной цензурой, см.: Из "Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова" В. Ф. Кеневича (с. 307).

    27 свое имущество и свои бумаги. Савельевы и их дети - дочь и сын - жили вместе с Крыловым в последние годы его жизни. О судьбе сына А. П. и К. С. Савельевых см. очерк Л. П. Трефолева (с. 284-287). На родственные отношения Крылова и А. П. Савельевой намекает и М. Е. Лобанов в письме В. А. Олениной, написанном вскоре после смерти Крылова. Имея в виду "простонародные" манеры Савельевой, Лобанов иронически называет ее именем героини лубочных сочинений: "Был я у достопочтенной Миликтрисы Кирбитьевны и бил ей челом. Она, с огромным на голове страусовым пером, вероятно собираясь делать визиты, сидела (извините) растопырой на диване. Два кавалера с цигарками в зубах (то были кантонисты) громко беседовали с нею и звучно хохотали; но голос Миликтрисы Кирбитьевны, как расстроенная литавра, раздавался по всем залам покойного нашего друга. Супруг в безмолвии, раболепно и со страхом возводил иногда очи на эту притчу самого последнего издания, и увы! сто раз увы! мы знаем ее издателя..." (Рукописный отдел Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, ф. 542, No 882).

    ИЗ ОЧЕРКА "ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА"

    Впервые напечатано в первом томе Полного собрания сочинений И. А. Крылова. СПб., 1847. Публикуемые в настоящем издании фрагменты очерка воспроизводятся по изданию: "Сочинения и переписка П. А. Плетнева", т. II. СПб, 1885, с. 31- 116.

    "Полное собрание сочинений И. Крылова, с биографиею его, писанной П. А. Плетневым...". Восторженные отзывы о ней содержатся в письмах Н. В. Гоголя. "Скажите Плетневу, - писал Гоголь А. О. Россету в апреле 1847 года, - что я читаю биографию Крылова с таким удовольствием, с каким давно не читал никакой русской книги. Она имеет интерес даже для ребенка и, вероятно, сделается у нас книгой народной". И вскоре же писал самому Плетневу: "Книга твоя о Крылове прекрасна во всех отношениях. Это первая биография, в которой передан так верно писатель".

    1 О взаимоотношениях Крылова и Я. Б. Княжнина см. коммент. к очерку Плетнева "Иван Андреевич Крылов" (с. 426), а также вступит, статью.

    2 Другой вариант этого анекдота по записи II. И. Второва опубликован М. Ф. Де-Пуле:

    "Раз приехал И. А. Крылов к одному своему знакомому. Слуга сказал ему, что барин спит. "Ничего, - отвечал Иван Андреевич, - я подожду", - и с этими словами прошел в гостиную, лег там на диван и заснул. Между тем хозяин просыпается, входит в комнату и видит лицо, совершенно ему незнакомое.

    - Что вам угодно? - спросил его Крылов.

    - Позвольте лучше мне сделать вам этот вопрос, - сказал хозяин, - потому что здесь моя квартира.

    - Как! Да ведь здесь живет N.?

    - Нет, - возразил хозяин, - теперь живу я здесь, а N. жил, может быть, до меня.

    - Нет уж, - сказал Крылов, - мне и так теперь совестно смотреть на вас, - и с этими словами вышел" ("Русская старина", 1870, т. I, с. 473).

    3 О поднесении Крыловым рукописного экземпляра трагедии "Клеопатра" Павлу I см. выдержки из дневника М. П. Погодина и коммент. к ним (с. 245 и 437).

    4 Дружеские связи с художниками Крылов поддерживал на протяжении всей жизни. См. рассказы А. Г. Венецианова о Крылове, а также коммент. к ним (с. 160 и 408). О знакомстве Крылова с Ф. П. Толстым см. опубликованные в настоящем издании воспоминания М. Ф. Каменской (с. 167-168).

    Известно, какую большую роль в творческой судьбе П. А. Федотова сыграл благожелательный отзыв Крылова о ранних работах художника. В своей автобиографии художник писал: "...Старая страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни, прорывавшаяся уже и прежде, очень естественна у человека, у которого средств к наслаждению были только глаза - глядеть на наслаждение других, и уши про это слушать, а теперь, получивши поощрительный отзыв и благословение на чин народного нравоописателя от И. А. Крылова, теперь страсть эта на свободе развилась вполне так, что профессор его Зауервейд (баталист) нашел нелишним оставить ученика своего собственному влечению, и тогда начались по временам появляться уже сложные эскизы" (см.: Я. Д. Лещинский. Павел Андреевич Федотов, художник и поэт. М.-Л., 1948, с. 99).

    "И. К. Айвазовский и его художественная 42-х летняя деятельность" ("Русская старина", 1878, т. 21, с. 664).

    Будучи "почетным вольным общником" Академии художеств, Крылов участвовал в торжественных академических актах. В частности, вместе с Жуковским он в июне 1836 г. чествовал прибывшего в Петербург К. П. Брюллова в торжественном собрании в Академии художеств (см. письмо А. Н. Оленина - П. М. Волконскому - с. 312).

    В 1841 г. Брюллов писал портрет Крылова. Об этом сохранились воспоминания ученика Брюллова художника М. Е. Меликова: "Портреты Жуковского, Крылова, Нестора Васильевича Кукольника, Струговщикова готовились на моих глазах. Особенно памятен мне Крылов, нетерпеливый во время сеансов, с которым Брюллов постоянно разговаривал". ("Русская старина", 1896, No 6, с. 655.) Об этом портрете говорит и другой ученик Брюллова, художник М. И. Железнов: "Голова этого портрета, его одежда и фон были написаны в один сеанс, а на том месте, где должна была находиться рука, осталась незакрашенная холстина. Кажется, что необыкновенно удачное начало портрета должно было бы заставить художника позаботиться поскорее приписать к нему руку, но Брюллов не собрался этого сделать до самой смерти Крылова и потом, смеясь, говорил: "Крылов предсказал, что портрет, который я начал с него, никогда но будет окончен" ("К. П. Брюллов в воспоминаниях современников". М., 1956, с. 230-231).

    5

    В. Г. Маслович, украинский литератор и профессор Харьковского университета, в очерке 1818 г. о столичных литераторах дает такой портрет Крылова: "Кто бы вы думали идет теперь мне навстречу? Это И. А. Крылов, вместе с какими-то двумя военными, которые смеются, и немудрено, ибо Крылов большой весельчак, в беседе приятен и компанию оживляет. Судя по басням его, вы, верно, рисуете его в воображении вашем человеком ловким, легким и даже резвым. Если так, то вы ошибаетесь. Он росту несколько больше среднего, широкоплеч и толст. Ему лет за сорок пять. Лицом черняв, несколько важен, впрочем, в физиономии имеет больше веселого и располагающего в свою пользу, вообще что-то заключает в себе оригинальное и без дальних церемоний. Одет просто, не совсем чисто, фрак на нем по большей части серого цвета". (Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, ф. 265, оп. 7, ед. хр. 17. Опубликовано в сб. "Белые ночи". Л., 1974, с. 334-335).

    6

    7 О посещениях Крыловым салона В. Ф. Одоевского см. в записках М. П. Погодина (с. 245), а также в воспоминаниях И. И. Панаева (с. 293) и в письме В. Г. Белинского В. П. Боткину (с. 332).

    И. П. БЫСТРОВ

    Быстров Иван Павлович (1797-1850) - литератор, библиограф, библиотекарь Публичной библиотеки, где служил с 1829 по 1848 г. Был рекомендован на службу в библиотеку Крыловым и состоял под его начальством в отделении русских книг.

    ИЗ СТАТЬИ "ОТРЫВКИ ИЗ ЗАПИСОК МОИХ ОБ ИВАНЕ АНДРЕЕВИЧЕ КРЫЛОВЕ"

    Напечатаны в газете "Северная пчела", No 203, 208 за 1845 г.; No 63, 64 за 1846 г.

    В "Северной пчеле" за 1847 г. No 289 Быстров напечатал полученные им от А. Ф. Смирдина документы, касающиеся типографии "Крылов с товарищи", и сопроводил их примечаниями, содержащими сведения, полученные им от самого Крылова; "Иван Андреевич любил в то время <1792> играть в шашки. Дмитревский, Клушин и Краснонольский (Николай Степанович) не прочь были от сего занятия, и в этом подвиге проводили они дни и ночи, а по типографии хлопотал один Петр Алексеевич Плавильщиков (слова Ивана Андреевича)".

    В связи с публикацией в 1847 г. биографических очерков о Крылове М. Б. Лобанова и П. А. Плетнева, Быстрое напечатал в "Северной пчеле" за 1848 г. No 196 в разделе "Биографические и библиографические заметки" несколько своих замечаний, которые между прочим содержат рассказ о постановке в доме Олениных в Приютине пьесы Крылова "Трумф". "Трумф", по словам Быстрова, "представлен был на домашнем театре в Приютине в день именин супруги А. Н. Оленина, Елизаветы Марковны, 5 сентября 1834 года. Иван Андреевич сам хлопотал об обстановке пьесы, выбирал способных артистов и репетировал роли с искусством неподражаемым. Действующими лицами в представлении "Трумфа" были: В. А. С<ухаре> в (Вакула), А. А. О<ленина> (Подщипа); П. П. Хр<уще>в (Слюняй); Д. П. Хр<ущев>, (Трумф); К. Д. П. В<олконский> (Дурдуран); А. Д. Б<лудо>ва (Чернавка); В. А. О<ленин>а (Цыганка). Рукопись, по которой Иван Андреевич репетировал роли героев своей шуточной трагедии, на другой день после представления пьесы автором подарена была мне. Это самый верный список с подлинника, об утрате которого Алексей Николаевич крайне сожалел. (Однажды А. Н. Оленин спросил Крылова: "Да где же твой автограф, братец?" Иван Андреевич отвечал: "Не знаю... не помню... давно пропал... кажется, взял Измайлов, или Яковлев... право, не помню... 9 сентября 1835 года в Приютине.)"

    1 Имеется в виду И. Г. Рахманинов.

    2 Стихотворение Крылова "К счастию" впервые напечатано в журнале "Санкт-Петербургский Меркурий", 1793, ч. IV, с. 96-108.

    3

    4 Тетрадь стихов и прозы Крылова, составленная в конце 1790-х гг., в настоящее время хранится в Рукописном отделе Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Только одно стихотворение - "Стихи к Е. И. Бенкендорф" - написано рукою Крылова, весь остальной текст - рукой переписчика, но имеет поирапки Крылом. В сборник включено, помимо прочего, восемь переложений псалмов. Одно из них - "Подражание псалму 17-му" - Быстров и называет "Молитвой к Богу". Стихи эти были опубликованы в 1833 г. в альманахе "Комета Белы" с подписью "И. Крылов" и датой "1795". (См.: С. Бабинцев. Тетрадь стихов Крылова. - В кн.: И. А. Крылов. Исследования и материалы. М., 1947).

    5 "Похождение задом наперед, или навыворот. Германская повесть". Перевел с немецкого Н<иколай> О<сипов>. СПб., тип. Ф. Мейера, 1793.

    6 О чтении М. И. Кутузовым басни "Волк на псарне" перед войсками см. также: "Записки Ивана Степановича Жиркевича, 1789-1848". - "Русская старица", 1874, т. X, кн. 8, с. 601; "Рассказы из истории 1812 года". - "Русский архив", 1868, стлб. 2000.

    В. И. СОБОЛЬЩИКОВ

    Собольщиков Василий Иванович (1813-1872) - библиотекарь Публичной библиотеки, организатор библиотечного дела. Посещая Академию художеств, получил архитектурное образование. В середине XIX века по его проектам осуществлялись внутренние перестройки здания библиотеки. С Крыловым познакомился в начале 1830-х годов.

    "ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО БИБЛИОТЕКАРЯ"

    Мемуары В. И. Собольщикова впервые напечатаны в издании "Барону Модесту Андреевичу Корфу в день 50-летия его службы 9 июня 1867 г.". Затем перепечатаны в журнале "Исторический вестник", 1889. Публикуемый отрывок см. в No 10, с. 76, 82.

    1 Петербургский чиповник и публицист О. А. Пржецлавский рассказывает о своих посещениях Публичной библиотеки в 1820-х гг.: "Процедура с книгами была следующая: уходя, вы отдавали недочитанную книгу дежурному; он ее запирал в шкаф, а на другой день другой уже дежурный выдавал ее по указанному нумеру. С 1824 года, поступивши на службу, я приходил уже только в послеобеденное время. Крылов был уже стар, тучен и тяжел на подъем. Я всякий раз заставал его покоившимся глубоким сном на диване. Нужно было ждать, пока сторож его разбудит; он вставал ворча, долго отыскивал книгу и вручал ее не совсем любезно" ("Русская старина", 1874, т. XI, с. 475).

    М. П. ПОГОДИН

    Погодин Михаил Петрович (1800-1875) - историк, писатель, публицист, издатель "Московского вестника" (1827-1830) и "Москвитянина" (1841-1856). Познакомился с Крыловым, вероятно, в конце 1820-х годов, встречался с ним во время приездов в Петербург в 1830-х годах.

    "ДНЕВНИКА". 1831

    СПб., 1890, с. 347-348. Изложено с сокращениями и рядом неточностей.

    1 Речь идет о трагедии Крылова "Клеопатра". О своем чтении этой пьесы Дмитревскому Крылов рассказывал Е. А. Карлгоф (см. с. 426). Трагедия не была сожжена Крыловым. Как установлено недавними исследованиями, рукопись ее хранилась в библиотеке Павла I и погибла при пожаре Зимнего дворца (см.: С. М. Бабинцев. И. А. Крылов. Новые материалы. - "Русская литература", 1969, No 3, с. 115).

    2 "Петр I" - трагедия Погодина, рукопись которой он в 1831 г. привез в Петербург; тогда же читал ее Пушкину и Жуковскому.

    3 "наставления" Крылов давал Грибоедову по поводу комедии "Горе от ума" (см. письмо Грибоедова - Вяземскому - с. 321).

    ИЗ КНИГИ "ГОД В ЧУЖИХ КРАЯХ (1839)" ДОРОЖНЫЙ ДНЕВНИК

    Печатается по изданию: М. П. Погодин. Год в чужих краях (1839). М., 1844, с. 13-15.

    Описывая свое заграничное путешествие, Погодин предварительно рассказывает о поездке из Москвы в Петербург и о посещении петербургских литераторов, историков и филологов.

    М. А. КОРФ

    Корф Модест Андреевич, барон (1800-1876) - окончил Царскосельский лицей вместе с Пушкиным; впоследствии крупный чиновник, автор исторических сочинений и воспоминаний.

    ОТРЫВОЧНЫЕ ЗАМЕТКИ И ВОСПОМИНАНИЯ ОБ И. А. КРЫЛОВЕ

    К рукописи, хранящейся в архиве А. В. Никитенко, приложено следующее сопроводительное письмо: "Исполняю мое обещание представить Вашему превосходительству то, что найдется в моем дневнике о Крылове только потому, что это обещание дано. Тут такая мелочь и ничтожность, что едва ли Вам на что-нибудь пригодится. Сделать какое-либо употребление из этих листков или же совсем их бросить, совершенно в Вашей воле; об одном только повторю мою покорнейшую просьбу: не упоминать моего имени. Искренно уважающий и преданный барон Корф. 26 января 1868".

    19616/C XXXIII б 25) По этой копии печатаются в настоящем издании.

    Корф добавляет к тому, что сообщают о Крылове другие мемуаристы, некоторые отдельные факты и наблюдения, иногда существенные; порою он неточен в своих утверждениях.

    1 В этом рассказе есть явные неточности: и в последние годы жизни Крылов посещал друзей, бывал в театре, на концертах, участвовал в различных торжествах; причина его смерти также была иная. Интересно безоговорочное утверждение Корфа, что крестница Крылова, Александра Петровна Савельева (выданная Крыловым замуж за чиновника Штаба военно-учебных заведений К. С. Савельева) была его родной дочерью.

    2 Крылов имел чин статского советника; в Казенной палате был мелким чиновником, а не столоначальником. О поступлении Крылова в Казенную палату в 1783 г. Булгарин в своих воспоминаниях рассказывает: "...Стишками и остроумными речами Крылов сделался известен в Твери, нашел покровителей, которые перевели его на службу в Петербург и определили там же канцеляристом в С.-Петербургскую Казенную палату".

    3 Отношение Крылова к "императорскому дому" Корф идеализирует, как и некоторые другие мемуаристы.

    4 "Жизнь графа Сперанского" Корф высказывает предположение, что в басне "Квартет" Крылов имел в виду созданный в 1811 г. Государственный совет. См.: Из "Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова" В. Ф. Кеневича (с. 304).

    5 О намерении Крылова приобрести дом на Петербургской стороне см. в дневнике А. В. Никитенко (с. 265). В последние годы жизни Крылов, видимо, не был стеснен в средствах. Корф упускает из виду, что за издания своих басен Крылов получал значительные по тому времени гонорары.

    6 Сведения о том, что Крылов преподавал в Театральном училище, представляются недостоверными. О Крылове как наставнике актеров см. в воспоминаниях Жихарева (с. 128), Глушковского (с. 131).

    Оглавление
    Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    Раздел сайта: